» » » » Сыропустная и мясопустная недели

Сыропустная и мясопустная недели

7 февраля 2014, 2 100, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

«Неделей» в церковно-славянском языке называется воскресный день, а слову «неделя» соответствует название «седмица». Неделя мясопустная – это воскресенье, которое также называется Неделей о Страшном Суде. В этот день в последний раз перед Великим постом разрешено вкушать мясо. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 - 46). Такое напоминание необходимо для того, чтобы согрешающие люди не предались беспечности о спасении своей души. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает последствия грешной  жизни, когда  человек предстанет пред Судом Божиим.

«Суд Христов будет поистине страшным. Суд Христов будет справедлив, ибо нельзя безнаказанно попирать великий закон любви и правды.

 Он будет страшен уже потому, что на этот суд соберутся неисчислимые мириады людей, живших везде и всюду от создания мира, ибо если они никогда не слышали благовестия Христова, то говорит апостол Павел, что все-таки "безответны они", т.е. не имеют оправдания, потому что самая природа являет нам во всем Бога, и могли бы они понять и увидеть ясно промысл Божий, всем управляющий.

 Вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, как будет судить Господь наш Иисус Христос людей на Своем Страшном Суде, слышали, что даст воздаяние вечное тем праведникам, которые всегда творили дела любви и милосердия, что назовет проклятыми и пошлет в огонь вечный тех, которые никогда не были милосердны.

 Почему же, почему только по одному этому признаку милосердия или немилосердия будет судить людей Господь и Бог наш Иисус Христос? Потому что милосердие есть важнейшее выражение любви, любви к людям, сострадания к ним.

 А кто полон любви, кто творит дела милосердия?

Только те, кто возлюбили самую живую Любовь – Бога-Слово, Господа Иисуса Христа, так возлюбившего мир, что ради спасения его в страшных муках добровольно отдал Он жизнь Свою на страшном Кресте.

А почему будут посланы в вечный огонь те, которые никогда и никому не творили дел милосердия?

Потому что не имели никакой любви, а кто не имеет любви, тот руководствуется законом ненависти и вражды.

Ибо два пути есть в жизни, один из которых избирает каждый по свободной воле своей. Есть путь следования добру и правде; есть другой страшный путь следования злу и неправде.

Вы знаете, что во всей вселенной и во всей жизни человеческой всегда все происходит по великому закону непрерывного развития. Ничто не остается неизменным, все течет, все изменяется, как сказал великий мудрец древности. Все развивается, все совершенствуется. И если человек избрал путь добра и правды и неуклонно шел по нему все дальше и дальше, то он, в течение всей жизни своей творя правду и добро, свой дух совершенствует в этом направлении и становится достойным того, чтобы и в жизни вечной продолжать это свое развитие, – и он продолжит его, когда услышит от Страшного Судии: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира". (Мф.25:34).

 В этом царстве, в царстве вечной правды, в свете любви Божественной будет без конца развиваться его дух в том же направлении, в каком развивался на земле дух праведных, и в этом будет их вечная радость, их вечное блаженство. А что же, неужели не будет справедливо сказать, что если человек избрал путь зла и неправды, то сердце и ум его в этой жизни развивались и совершенствовались во зле и неправде? А если так, то и в жизни вечной продолжает он развитие в этом же направлении. А где же, если и не там, в страшном месте, уготованном диаволу и ангелам его, будет он продолжать свое дальнейшее развитие? Конечно, с диаволом и ангелами его.

 О, Господи, Господи, как же это страшно! О, Господи, Господи, как это ужасно! Как потрясающе ужасна участь тех, которые избрали путь зла!

  Убоимся же, убоимся все мы, уйдем с пути зла, изберем путь правды и добра.

  А что значит избрать путь правды? Это значит исполнить весь закон Христов, ибо вся правда заключается в этом святом Божием законе.

  Будем же все мы идти по этому пути, по пути Христову, пути правды туда, где обитает вечная правда.

 Будем воспевать вместе со святым пророком и псалмопевцем Давидом: "Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое" (Пс. 93, 1-5).

     Но так не будет: восстанет Господь-Мститель, придет Господь, Пришедший в первый раз как Агнец на заклание, проповедуя любовь, кротость и милосердие – придет как Страшный судия, придет с огромными полчищами ангелов небесных и сотворит Свой Страшный суд. Аминь».

24 февраля 1952 г.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Неделя мясопустная. Слово о Страшном Суде.

Синаксарь в Неделю сыропустную гласит:  «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Во время сырной седмицы мы уже не позволяется  мясная пища, разрешается в течение всей этой седмицы (в том числе в среду и пятницу) вкушение молочной пищи, яиц, рыбы. Сыропустная неделя называется также прощенным воскресеньем. Это последний день перед началом Великого  Поста, когда можно есть все, кроме мяса. В этот день в храмах  на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. После вечернего богослужения в храмах совершается особый Чин Прощения, когда священнослужители и прихожане просят  друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой. Чин прощения – это очищение души от гордыни. Она,  по учению Святых Отцов, является матерью всех страстей.

В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать.

 В этом году прощеное воскресенье приходится на 2 марта. С  3 марта начинается Великий пост.

Время поста – это  время для отречения от земной суеты, оно дано нам для того, чтобы вспомнить о спасении души.  Нельзя допустить, чтобы пост стал просто диетой. В первую очередь, человек мог побороть свои грехи и страсти, духовно возрасти.

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии