» » » » Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина


Эту молитву слышали многие из нас в храме. Её написал св.Ефрем Сирин, великий православный подвижник, живший в IV веке. Преп. Ефрем назван Сирином, то есть сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности принадлежала Сирии. Свою молитву он передал Церкви. Во всех храмах и монастырях она произносится  в период Святой и Великой Четыредесятницы  на каждом богослужении, кроме субботы и воскресенья.

Почему Православная Церковь ввела в богослужения Великого Поста эту молитву? Прежде всего для того, чтобы напомнить нам, о чем нужно просить Бога. Святая Церковь предупреждает нас об  искушениях и учит, какими способами мы можем отвратить их от себя. 

Святая Церковь призывает нас молиться об удалении духа праздности,  уныния, любоначалия и празднословия.

Праздность – первопричина других недостатков, которыми наполнена человеческая жизнь. Праздность расслабляет человеческий ум, приводит к лени и унынию. Когда человек без действия и без дела, то он легко поддается грустным мыслям, нечестным поступкам. Человек,  купающийся в праздности, часто ленив и невнимателен. Противоположность праздности – труд, посредством которого человек развивается не только физически, но и духовно. Праздность порождает и другие пороки, к примеру, разочарование. В молитве Ефрема Сирина мы просим лишить нас разочарования, которое убивает душу и тело. Разочарование губит в человеке надежду на лучшее, превращаясь в злобу, отчаяние.

Любоначалие – болезненное стремление к власти, которое проявляется в страстном желании всегда и везде быть выше других людей. Это патологическое стремление подчинить себе других, сделать свое мнение главенствующим (пусть оно даже и ошибочное). Любоначалие  превращается в страсть эгоизма, самовозвеличивания.

Пустословие – один из самых распространенных человеческих грехов, к нему мы склонны более всего. «Легче укротить дикого коня, чем свой язык», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Все люди склонны много говорить, осуждать  других. «Язык — огонь, прикраса неправды... оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны;... он исполнен смертоносного яда», — говорит апостол Иаков (Иак. 3, 6, 8).

Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. «За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36) .

Преподобный Ефрем Сирин родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамии) в семье бедных земледельцев - христиан. Родители были очень религиозны и воспитали сына в строгости. В юности он был очень вспыльчив, часто ссорился с окружающими, даже сомневался в Промысле Божием. Но он получил вразумление от Бога. Как-то его незаслуженно обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время заключения н услышал голос, призывающий его к исправлению жизни. Вскоре он был оправдан и выпущен на свободу.

После этого юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Этот вид подвижничества был основан в Нибизии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Преподобный Ефрем стал одним из учеников великого аскета святого Иакова и был у него на послушании 14 лет.

После завоевания Низибии персами в 363 году преподобный  Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре около города Едессы, где познакомился с великими подвижниками. Они жили в пещерах и питались только растительной пищей.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом. Великий пост и призывает христиан к духовному обновлению.

В многочисленных творениях преподобного встречаются картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и труд .Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника.

Татьяна Андреенкова


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии