Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: "Мало!", будучи наполнено и разседаясь от излишества, взывает: "Алчу!" [14, 2]
(Преподобный Иоанн Лествичник - О Любезном Для Всех И Лукавом Владыке, Чреве.)
В последнее время становится все меньше здоровых людей. Это связано с многими факторами, важнейшими из которых являются неправильное и чрезмерное питание. И в этом современному человеку неплохо помогает индустрия рекламы, стремящаяся продавать крупные партии пищевой продукции, о качестве и пользе которой мало кто задумывается. Рекламные лозунги призывают нас питаться вкусно, питательно, а самое главное – быстро. Занятым людям некогда есть, нет времени готовить разносолы. Это весьма популярные оправдания. «Побалуйте своих мужей вкусными и полезными полуфабрикатами», - убеждают домохозяек из телеэкранов.
«Вы женщина, а не кухонный комбайн», - вторят им производители продуктов «на скорую руку». Ни для кого не секрет, что культура семейного домашнего питания невыгодна для производителей «быстрой еды», сетей заведений фаст - фуд и т.д. Но все же готовить дома более экономно и полезно для здоровья и семейного бюджета. Многие это понимают, но не практикуют в своей жизни. «Вот когда-нибудь, когда буду свободнее, стану питаться правильно», - утешают себя многие. Но когда наступит это «когда-нибудь» здоровье может быть уже безнадежно испорчено…
Сверхскоростные ритмы жизни беспощадно гонят современного человека куда-то вперед, заставляя его все более убыстряться, бесконечно спешить и повсюду успевать. Питаться нас учат так же быстро и на бегу, как собственно и жить. Глобальная проблема современности – пресловутая нехватка времени. Это сказывается, в первую очередь на питании, и как следствие – на здоровье человека. Быстрая смена информации, много задач в течении дня, некогда есть, некогда спать, некогда любить, некогда жить… И вот сверхзанятой человек современности, жертва своего времени, уже бежит по улице с телефоном в одной руке и незамысловатым фаст - фудовским «блюдом» в другой. «И это нормально!» - убеждает нас пищевая индустрия рекламы, навязывая нам все более новые заменители натуральной пищи. В спешке человек может сьесть очень много, не контролируя количество поглощаемой пищи. Та же ситуация происходит, когда человек одновременно смотрит телевизор и ест (в моменты эмоциональных переживаний можно предаться чревоугодию незаметно для самого себя).
Но современная фаст - фуд система не только призывает нас есть быстро, но и много. А, как известно блюда из ассортимента «быстрого питания» очень высококалорийны, а также перенасыщены специальными синтетическими добавками, «улучшающими» вкус любого продукта и повышающего аппетит. «Быстрая еда» привлекательно выглядит и вкусно пахнет (за счет жиров и углеводов, усилителей вкуса и ароматизаторов). Привыкнув, к усилителям и улучшителям вкуса, простую натуральную еду уже есть неинтересно. Она кажется пресной.
Грубо говоря, нас призывают и приучают к систематическому обьедению. Еду в рекламных роликах презентуют как инструмент для ублажения своего чрева, нам навязывают образ человека, который постоянно и много ест. Такой человек, в представлении рекламщиков и зрителей весьма правдоподобно выглядит счастливым, подтянутым, здоровым и т.д. Но это «идеальная модель», «картинка», созданная маркетологами, и она не имеет ничего общего с человеком, который не следит за своим питанием. Как правило, это люди, страдающие ожирением, сахарным диабетом, расстройством желудочно - кишечного тракта, болезнями печени (которая активно включается в работу организма, когда еда становится ядом), а также многими другими нарушениями.
Диетологи утверждают, что аппетит - это удовольствие и мучение одновременно. Это чувство вполне тренируемо. Неуемный аппетит заставляет человека потреблять больше, чем нуждается его организм .Когда количество употребляемой энергии превышает количество растрачиваемой наступает дисбаланс. Человеческий организм – это сложная система, сбой ее работы может привести к необратимым последствиям.
Об этом как нельзя лучше писали святые отцы Православия, предостерегая нас о духовной и физической опасности, которую несет чревоугодие. Помимо вреда физическому здоровью, эта страсть подталкивает человека и к другим грехам, делая его невоздержанным ни в чем. Отсутствие ограничения в чем-либо, согласно учению православной Церкви, приводит к духовным заболеваниям. Как известно "кто кем побеждён, тот тому и раб" (2Петр. 2:19)
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Подвижники благочестия говорили о том, что человеческое тело- это храм Божий, а чревоугодие – это способ его осквернения.
Преподобный Иоанн Лествичник: «Если ты победишь [чрево], эту госпожу, то всякое место будет тебе содействовать в приобретении бесстрастия, если же она будет обладать тобою, то до самого гроба ты везде будешь бедствовать».
Опытные духовные врачи в своих трудах писали о том, что чревоугодие – это не просто болезнь, но и диагноз других опасных отклонений.
Преподобный авва Феодор: «Откармливающий тело без воздержания в еде и питии будет измучен духом блуда».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Обжорливость - не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания».
«От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается легкости и духовности; человек становится плотским».
Преподобный Нил Синайский: «Чревоугодие истребляет в человеке все доброе».
Особенно явно чревоугодие проявляется в первые дни постов, когда остается много лакомств и их не хочется выбрасывать. Пост, в свою очередь, воспитывает в человеке чувство внутренней дисциплины, силу воли, самоограничение.
«Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение. Спросим же и сего нашего врага, паче же главнейшего начальника наших злых врагов, дверь страстей, т. е. объедение».
(Преподобный Иоанн Лествичник).
Недаром существует поговорка о том, что не следует из еды делать культ. Согласно учению Православной Церкви, чрезмерное увлечение едой приглушает стремление человека к духовному развитию, разжигает желание новых ощущений. Человек выискивает что-нибудь поярче, поизысканнее уже не только в пище, но и в остальных сферах своей жизни. Это состояние душевной мятежности, вечного поиска непонятно чего, пресыщенности и неудовлетворенности одновременно.
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов