» » » » Как следует говорить о религии. Почему нас не слышат?

Как следует говорить о религии. Почему нас не слышат?


Многие люди, придя к вере, открывают в себе способность проповедовать. Воодушевившись желанием помочь заблудшим, они  беседуют на духовные темы со своими друзьями, коллегами по работе, случайными знакомыми и т.д., уделяя особое внимание людям нецерковным. С одной стороны это хорошо. Человек несет Слово Божие  другим, заставляет задуматься о чем-то действительно важном. Но далеко не всегда подобная работа приносит ожидаемые плоды. Бывает такое, что наши усилия не только не оправдывают себя, но к тому же неожиданно приносят совсем не те результаты, на которые мы рассчитывали. Забывая о рассудительности, которая является неотъемлемой частью работы любого проповедника, некоторые особо активные христиане поучают других  с видом опытных духовников, не сдерживаются от обличений и колких замечаний.

 «И все же это для ближнего», - полагают они, не понимая почему вместо того чтобы посещать богослужения, человек «бежит» от храма в противоположную сторону. « Что же я делаю не так?» - спросит тогда себя такой проповедник. И будет хорошо, если с этого вопроса начнется  работа над ошибками.

  Для начала следует понять для себя ,что неверующий человек или иноверец не захочет менять свою систему ценностей на то, что ему чуждо. Более того, он может активно защищаться от попыток навязать ему чужое мнение, воспринимая его как враждебное. Неудачно завязанный спор может привести к ссоре, отчуждению. В результате каждый из оппонентов  останется при своем мнении, но тот, кто столкнулся с фанатичной настойчивостью проповедника, может составить для себя неправильное мнение о православии в целом.

Многие люди, агрессивно настроенные по отношению к православной вере могут специально провоцировать нас, стремиться вывести из себя, чтоб человек потерял внутреннее равновесие, разозлился. Тогда с видом победителя такие оппоненты будут обличать уже нас в нетерпении и отсутствии сдержанности.

 

Как правильно говорить о религии рассказывал святитель Игнатий Брянчанинов в письме к одной своей духовной дочери:

Наставление о том, как говорить о религии

(Из письма)

 

«Вы пишете: «Очень рада, что приказали мне не говорить ни с кем о религии и проч.» Неправда! Вот, что Вам было написано от слова до слова: «В преподавание «советов» не надо бы Вам очень пускаться,  а со смирением отних отказаться. Когда же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу и проч.»

 

Говорить о религии и преподавать советы – великая разница: поймите! И последнее я Вам не воспретил, а только сказал, чтоб Вы делали это со страхом Божиим, с крайнею осторожностью и умеренностию. Не доложить бремя на ближнего – не беда; переложить – и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться и на что не способным. Говорю Вам это с сердечными слезами, от зрения и испытания многих горьких опытов! А сохрани меня Боже посоветовать Вам,  в нынешнее скудное время, скрывать от ближних то малое, но превосходящее сокровище всего мира, знание о Боге, которое получено Вами не без подвига и страдания, по особой милости Божией. Ныне много разнородного знания, лишь знание истины ушло от людей. – Прекрасная русская пословица : «Недосол на столе, а пересол на спине». Итак, не прогневайся, душа, за то, что в прошедшем письме моём твоей спинке досталось несколько ударов от жезла- слова. Это было за пересол!» 

 

Некоторые люди настолько убеждены в своей духовной  опытности, что   проповедуют свое нравоучение, поверхностную человеческую мудрость и человеческий опыт. Вместо Слова Божия собеседники таких людей рискуют прослушать нравоучения или лекции о морали. Необходимо помнить о том, что нельзя заменять знания о Боге описаниями своих чувств, переживаний и понятий о жизни.

 

Другие же, пытаясь задавить человека своими интеллектуальными познаниями, начинают разговоры обо всем и ни о чем. Человеку неподготовленному будет некомфортно рядом с таким собеседником, следовательно, слушать он его будет с неохотой. Ведя беседу на определенную тему, не нужно показать себя всезнайкой и говорить сразу обо всем, а держаться той тематики, на которой вы остановились. Иначе может создаться впечатление, что человек не компетентен в том или ином вопросе и  пытается «лить воду», чтобы скрыть пробелы в своем образовании.

 

Очень важен настрой, с каким проповедник несет Слово Божие. Если это происходит с высокомерием, дерзостью, отсутствием смирения, стремлением «задавить авторитетом»,   то такая проповедь может оскорбить слушателя, настроить не только против собеседника, но и  против всего православия. Проповедник – это не критик и не моралист. В первую очередь, это человек  который отказывается от оценочного суждения.

Он общается  с любовью, терпением, пониманием того, что у каждого человека свои убеждения и свой внутренний мир. Поменять все это на то о чем, говорите вы не так уж и просто.

Следует помнить, что человек несущий Слово Божие должен созидать, а не разрушать. Его цель - поощрять сердца к любви и единству.

Наверняка каждый из нас когда- либо видел в своей жизни человека,  который  духовно вдохновлял нас, не сказав при этом ни слова. Вместо слов у таких людей доброта к другим, хорошие поступки, любовь  во взгляде и скромность во всем внешнем обличии.

Это проповедь без слов,  споров и  жарких дисскусий. Молчаливая проповедь в современном мире - это удел немногих, кто своим жизненным примером приводит людей к Богу, к Церкви. Об этом  говорит  Блаженный Августин: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали».

 

Можно вступить в спор с оппонентом и переспорить его, но верить он от этого не станет. Потому что не хочет. Даже если получится привести человеку весомые аргументы, и он вынужден будет признать вашу правоту, но не всегда этим можно устранить неверие в его сердце. Святые апостолы говорили самые простые слова, но эти слова были отражением Святого Духа и люди сразу чувствовали это, не умом – сердцем. Слушатели сразу чувствовали истину этих слов. Преподобный Серафим Саровский говорил: "Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Да, это так, а у нас нет этого духа – и потому слова наши бессильны и, как правило,  скоро забываются. Самое главное - наша внутренняя духовная жизнь, если в сердце будет жить Господь, то и люди нас будут слушать и понимать.

Татьяна Андреенкова


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии