Одним из направлений миссионерской деятельности является переписка с заключенными. Церковь во все времена рассматривала помощь людям, томящимся в узах, как богоугодное дело: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо...в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Как мы видели Тебя…в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25.34-40). Поэтому одним из дел милосердия есть посещение ближнего, находящегося в темнице. Переписка это духовное посещение такого человека. Поддержать ближнего в тяжелой ситуации это не просто нужно, это необходимость.
Но многие ли знают как правильно общаться с заключенными в такой духовной переписке?!
В поисках разрешения этого вопроса перебрав много материала и будучи свидетелем неединожды такой переписки, я пришла к некоторым выводам по этому поводу:
Во-первых, в такой духовной переписке не должно быть ничего личного, поскольку это сильно привязывает человека, находящегося в узах, к собеседнику. Он ведь одинокий, покинутый и ему кажется, что адресат, делясь своими личными проблемами, рассказывая о себе, тем самым не против стать другом или близким человеком. Потом же когда на самом деле этого не происходит, ведь эта переписка по большому счету – духовная поддержка только на период пребывания узника в темнице, этот человек переживает очень сильную утрату, в некотором роде это психологическая травма. Ведь он привязался к человеку, который, по его мнению стал ему уже родным, а на самом деле все совсем не так. В некоторых случаях можно навредить и самому себе: ведь человек, выйдя на волю, может преследовать своего собеседника, искать с ним встречи, серьезно восприняв такое общение.
Во-вторых, когда человек возлагает на себя такую миссионерскую деятельность, как переписка с осужденными, он должен понимать какая большая ответственность на него возлагается, ведь главное – это духовная поддержка человека, которая должна иметь смысл и быть нацелена на определенный результат. Ведь если человек, выйдя на волю, пойдет в секту или раскол, то какой смысл тогда в переписке православного миссионера?! Значит, он где-то недоработал, что-то упустил. Конечно, не всегда миссионер лицо духовное, но общаясь о духовном с людьми, которые находятся в местах не столь отдаленных, мы должны руководствоваться Священным Писанием, посланиями Апостолов, наставлениями святых отцов, духовной литературой, а также сами обращаться за советами к своим духовным наставникам. Ведь это на самом деле все очень серьезно.
В третьих, человек, возложив на свои плечи такую ношу, как миссионерство с людьми, пребывающими, в заключении, должен понимать цели, задачи своей работы, а главное ту ответственность, которая лежит на нем. Ведь если наш адресат /заключенный/ - православный, уже воцерковлен, мы должны его поддержать в этом, если он к этому еще идет, мы должны помочь ему с воцерковлением. И самое главное, что эта благая деятельность под силу только человеку, который уже воцерковлен. Ведь, как он сможет духовно поддержать кого-то, если его духовность еще под сомнением. И обязательно на эти труды нужно взять благословение у священника.
Начиная переписываться, нужно помнить, что имеете дело с людьми, которые в своей жизни были обделены любовью. Это детдомовцы, сироты, выходцы из асоциальных семей. Страстная природа чувств в них брала и берет верх над разумом и волей. Именно "игра страстей" и привела их на скамью подсудимых. Поэтому в переписке сними надо с одной стороны стремиться быть максимально терпимым и доброжелательным, но с другой стороны соблюдать некоторые правила.
Не следует давать своих личных адресов, адресов своих друзей и близких, а также других координат, кроме официального адреса Института или, в крайнем случае, адреса удобного для вас почтового отделения. На все вопросы, почему это именно так, объяснять, что нет благословения. Можно так же пояснить, что письма проходят через разные руки, их могут увидеть или даже выкрасть соседи по камере, что такое бывало и не раз, что для вас это нежелательная ситуация.
Переписка, прежде всего, должна преследовать цель духовной поддержки брата или сестры во Христе, которые часто не имеют другой возможности общаться на духовные темы. Поэтому нежелательно делать переписку слишком личной и откровенной, необходимо держать дистанцию. Надо поощрять вопросы о вере, церкви, духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль духовника
, лучше чаще ссылаться на труды св. отцов, Евангелие, традицию церкви. Если возникают сложные вопросы духовной жизни, говорить, что вы посоветуетесь со священником и тогда ответите.
Поддержка заключенных — благодатное и Богоугодное дело, поэтому оно естественно вызывает сопротивление врага. Замечено, что на первом этапе переписки письма пропадают. Это приводит к тому, что и с одной, и с другой стороны возникает непонимание и обида. Часто это служит причиной прекращения переписки. Имя Божие в результате может хулиться. Следует в таком случае либо в самом начале послать вместе с письмом маленькую брошюрку, оформив это как заказное письмо, либо, не дожидаясь ответа, примерно через месяц послать открытку с приветом и оповещением о первом письме.
Хорошо вкладывать в свое письмо чистый конверт, т. к. конверты, бумагу и ручки являются большим дефицитом в зоне. Человек может не ответить на ваше письмо просто потому, что у него нет конвертов, и он не может их выменять. Кстати, именно конверты, бумага и ручки являются тем, чем в первую очередь можно порадовать заключенных. К празднику (Пасха, Преображение, Рождество) можно послать чай, карамель, бульонные кубики.
Миссионер должен понимать тюремную среду, ее чаянья и представления, и стремиться донести христианские истины на понятном языке. Особо приемлемые для миссионеров в пенитенциарной структуре принципы апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, - не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (2Кор. 9.20-22).
Миссионер должен вести не к себе, а ко Христу. Если ему удастся смягчить чьи-то страдания, поддержать кого-то в минуты отчаяния, то можно считать, что его скромный труд с заключенными оправдан.
Одна из главных задач миссионера – пробудить в душе всех заблудших, оступившихся, надежду на спасение, внушать, что никто не потерян для Бога, даже если общество считает его потерянным. Ведь в каждом человеке запечатлен образ Божий, заложено доброе начало, душа каждого человека «по природе своей христианка».
Татьяна Олийник
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
Догхантеры - диагноз нашего врем ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Христианство и язычество: двухты ...
Миссионерское Обозрение 10.02.24 ...
В помощь новоначальному: как выб ...
Христианство и язычество: двухты ...