Миссионерская деятельность есть отражение Апостольской природы Церкви. Именно открытость и обращенность к миру, пока еще непросвещенному верой Христовой, позволяет Церкви прорастать в ткань мира, быть его закваской и светом. Можно даже утверждать, что Невеста Христова не может не быть таким светом и закваской, ибо в этом Ее предназначение в земной истории. По сравнению с сектантской самозамкнутостью Церковь всегда выходит за свои границы, за "край земли" (Деян. 1:8), Ей есть дело до всего, что опроисходит с нецерковным обществом, и именно эту устремленность мы именуем Миссией Церкви...
Начало миссии - в Боге-Троице.
Размышления о миссионерстве в современных условиях приводят нас к словам апостола Павла, именующего Самого Христа Спасителя Апостолом нашей веры: «Итак, братия... уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Ради спасения человека Сын Божий становится Посланником Отца Небесного и приносит на Землю Радостную весть. Люди потеряли Бога, забыли дорогу к Нему, поэтому Он Сам сошел на Землю, чтобы найти и спасти их, соединив с Собой.
Почему же Он так поступает? Почему Бог обращает Свое внимание на грешного Закхея, и приходит в его дом (Лк.19:2-10)? Зачем Он ищет заблудившуюся овцу, а когда найдет ее - больную и обессилевшую - с радостью взваливает на Свои плечи (не просто без отвращения, а именно «с радостью»!) и несет к Отцу Своему (Лк. 15:3-6)?
Отвечая на эти вопросы, мы сможем понять, для чего Он и каждому из нас предписывает такое же движение навстречу грешному и убогому человеку, говоря: «итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф. 22:9).
Не наполнять сосуд, а зажигать свечу!
Миссионеров теперь готовят и в семинариях, и богословских институтах. Профессионально. Но только тот, кто возгорелся этой Божественной любовью к людям, может именоваться и быть православным миссионером. Ведь чтобы зажечь ближнего пламенем Божьей веры, необходимо самому ею пламенеть. Свеча зажигается от свечи, а сердце зажигается от сердца. По словам митр. Антония Сурожского, лишь тот сможет обратиться ко Христу, кто увидит на лице хотя бы одного человека «сияние жизни вечной».
Этот «сияющий» человек болеет душой, когда видит вокруг себя погибающих вне Церкви людей. Желание помочь таким людям становится для него вполне естественным стремлением.
Эстафету миссии принимает приход.
Как и о чём говорить с нецерковным человеком?
Но зададимся еще одним вопросом. Мы так часто видим, как церковные люди с большим усердием стараются вразумлять «захожан» и своих родственников. Усердие налицо, но почему же их стремление не всегда находит живой отклик в людях?
Не секрет, что рядовой россиянин уже не надеется услышать живое слово о Христе, ведь за прошедшие двадцать лет церковной свободы мы (т.е. люди Церкви) не всегда спешили найти время и силы для такого свидетельства. Но «свято место пусто не бывает». Вместо настоящей религии, понимаемой как личная Встреча с Богом, нам предлагают псевдорелигиозные пути достижения комфорта «здесь и сейчас»: приворожить, пошептать на успех или счастье в браке. В постхристианском обществе нет теперь места таким словам, как покаяние, смирение и молитва, зато так популярны рассуждения о карме, порче и астрале. То, что христиане называют благодатью, редуцируется в околоцерковных кругах в безликую «положительную энергетику». Вот и получается, что приходящих в Храм людей теперь интересуют далекие от приводящих к спасению вопросы: в какой именно день поминать усопшего и можно ли при этом пользоваться вилками... Поэтому нынешнее поколение россиян нуждается не в лубочно-елейных рассказах о Церкви, а именно во «вторичной христианизации». Под этим термином мы понимаем попытку заново осмыслить суть православного учения (в фокусе которого стоит Сам Христос) вместе с теми людьми, которые были крещены Православной Церкви, но для которых церковная жизнь сводится к освящению куличей и плодов, а утверждения о «Боге в душе» сопряжены с абсолютно неприемлемыми для православных христиан воззрениями на Бога, Церковь и человека.
Говоря о миссии православных христиан, нам стоит выделить два момента:
ЧТО и КАК мы пытаемся поведать нецерковному человеку о Православии?
Именно на этих вопросах стоит остановиться, говоря о миссионерских концепциях и заветах.
Так с каким же словом мы обращаемся к людям мира сего? Как наша миссия соотносится с тем поручением, которое Господь дал Своим апостолам? Чем мы спешим поделиться с человеком, впервые вошедшим в Храм, или спрашивающем нас о Православии вдали от Церкви?
Некоторые из нас вполне уверены, что христианство - это религия, которая требует от человека лишь слезы, поклоны, свечи. Как будто именно в этом и заключается наше любимое Православие! Даже церковные люди воспринимают Весть Христову как множество ограничений и «нельзя» (не есть, не пить, не прикасаться и т.д.). И именно так многие из нас преподносят церковную жизнь малорелигиозному человеку: не о свободе, которую дарует нам Дух Святой, говорим мы этим людям, а о банальном наборе запретов и предписаний, смысл которых для них далеко не очевиден. Вместо того, чтобы «дать» и приобщить, мы пытаемся сразу нечто «забрать» и запретить.
При этом мы забываем, что грех заключается не в простом нарушении системы запретов. Это глубинный отрыв от Бога, и жизнь без Духа, без Любви. Поэтому и спасение от уз греха должно начинаться изнутри. Начиная с искренней молитвы и смирения. На это с самого начала необходимо обращать внимание. До тех пор, пока сердце человека не коснется Господь, духовность кажется ему запредельной и нереальной, а светская жизнь заключает в себе весь круг его интересов, все его потребности. Именно поэтому такой человек будет отчаянно цепляться за «радости» мира сего, противясь любому нашему слову о воздержании и самообладании. Лишь обретя «драгоценную Жемчужину» (Мф.13:46), он будет в силах забыть о тленных благах мира сего, отвергнуть собственную самость и исполнять заповеди Божии. Только в дыхании молитвы, в приобщении Таинствам Церкви он прочувствует на опыте, что заповеди Христа «не тяжки», а иго Его - благо (1Ин.5:3, Мф.11:30). У такого человека, по-настоящему вкусившего опыт Жизни вечной, потребность любить ближнего выше потребности быть любимым, а желание поделиться превышает эгоистичные мысли о себе.
Но до всех этих духовных высот любому человеку, интересующемуся Православием, еще необходимо «дорасти». И наша цель как настоящих миссионеров - помочь ему в этом. По крайней мере - не помешать.
Открытие православного лагеря «Ч ...
К чему приводят занятия йогой?
Открытие православного лагеря «Ч ...
Псевдоправославие и лже-подвижни ...
Состоялась лекция на темы: «О но ...
В Киеве прошел Крестный ход и с ...
Искренне рады встрече с вами в н ...
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...