Гостеприимство – святой долг христианина
"Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам". (Евр.13:2)
Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей, которое можно представить как сочетание добродушия, благородства и уважения к людям. Это щедрость не только в материальном, но и в духовном смысле. Гостеприимство - щедрый и душевный приём гостей, издревна оно являлось отличительной чертой угодников Божиих.
Существует выражение «Авраамово гостеприимство». Согласно Священному Писанию, Авраам принимал трех ангелов – как трех путников, – за что и получил благословение Бога.
Добродушный хозяин выслушает гостя, даст ему совет, ободрит и утешит. Дом такого человека не бывает пуст, а сам хозяин не может быть одинок. Доброта гостеприимных хозяев освещает их жилище светом любви, который согревает всех окружающих. В дома, где хозяева приветливы и боголюбивы, стремятся люди и от такого общения они получают духовную пользу.
Господь говорил о том, что в гости нужно звать, прежде всего тех, кто нуждается в вашем покровительстве, приглашать следует голодных, бездомных, обездоленных (ср. Лк. 14:12–14). Пророк Исайя объясняя сущность поста, говорил о защите и покровительстве странников и путников, которые нуждаются в защите и внимании.
Гостеприимство дает проявить нам свои лучшие душевные качества, дарит свободу от скуки и одиночества. Радость от принятия гостей согревает душу хозяина.
Это превосходный тест на человеколюбие. Тот, кто его пройдет - получит не только человеческую благодарность, но и Божье благословение.
На Руси издревна было принято странноприимство - прием в свой дом богомольцев и странников. Дать ночлег и накормить таких людей – знак угождения Богу.
Понятие «странник» иногда отличали от понятия «богомолец» в обиходе и в письменных текстах, иногда же отождествляли их. Отличие состояло в следующем: странник — человек, который всю свою жизнь посвятил только посещению святых мест; а богомолец отправляется в паломничество, после которого возвращается к своей обычной жизни.
Люди, имевшие страх Божий, понимали, что странникам и богомольцам нельзя отказывать в еде и ночлеге, так как это грех. «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них... Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6: 11). Как правило, к таким гостям хозяева относились особенно радушно, просили богомольцев помолиться о них в тех святых местах, в которые они шли.
Семейные пары должны принимать у себя в гостях одиноких людей, озарять их светом своего семейного счастья. Это также является богоугодным занятием, особым служением через ближних. Христианская семья - ячейка Церкви Христовой, через которую Он утешает страждущих, питает голодных, принимает странников и согревает несчастных Своей любовью – добротой, вниманием, заботой, утешением.
Старец о. Алексий Мечев советовал семьям не закрываться от окружающих, а одаривать их светом и теплом Христовой любви:
«Будьте для всех солнышками», «каждого гостя принимайте как посланного от Господа» и «забудьте, совсем забудьте о себе ради тех, то ищет у вас помощи, утешения и ободрения».
Говоря о гостеприимстве, нельзя не сказать о хлебосольстве. Это, прежде всего, радушие и щедрость при угощении. Хлебосольные хозяева стараются угостить гостя самым вкусным из того, что имеется в доме и ни за что не отпустят его голодным. Даже если гости появились неожиданно, то радушные хозяева накроют стол и пригласят к нему пришедших.
Великий князь Владимир Мономах в "Поучениях" писал о том, что на Руси люди всегда почтительно относились к гостям. Щедрые и отзывчивые хозяева пользовались хорошей репутацией, их дома любили посещать.
По традиции гостя встречали земным поклоном, с улыбкой на лице, старались всячески угодить ему. На прощание гостям, как правило, говорили «скатертью дорога». Эти слова означали, что человеку желают такой же гладкой и приятной дороги как скатерть.
В XVII в. Принятие гостей составляло целую церемонию:
К гостям выходила хозяйка в праздничном платье и приветствовала их поясным поклоном. Гости кланялись ей в ответ. Затем к хозяйке по очереди подходили гости и целовали её.
Кроме подношения во время трапезы хлеба с солью, хозяин церемонии, в знак особого уважения к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь блюдо с опричной тарелки. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое кушанье. Передавая это послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».
Современная культура, увы, не способствует развитию гостеприимства. Люди закрываются в своих квартирах, которые зачастую переполнены жильцами и гостя просто негде разместить. Реальное общение отодвигается на второй план, его заменяет виртуальное. По мнению многих людей гораздо проще и экономнее общаться с помощью социальных сетей и телефона, нежели ходить друг другу в гости. Такие способы общения развивают в людях лень и апатию. Традиции гостеприимства забываются, происходит массовое отчуждение друг от друга.
Татьяна Андреенкова