Православные традиции странноприимства
Согласно православному учению, странноприимство – это признак истинного христианина. Данное качество присуще людям, которые уважают и любят Бога. Это слово уже вышло из лексикона современного человека. Что же оно означает? Некоторые люди полагают, что это то же, что и гостеприимство. Господь призывает нас принимать в гости не только тех, с кем мы хорошо знакомы, но и тех, кто случайно оказался в пути и нуждается в ночлеге. Странноприимство - это любовь к принятию в свой дом богомольцев и странников, которым требуется ночлег и пища. Во времена святой Руси старнноприимство было очень популярно среди людей, принять богомольца было почетным долгом каждого христианина.
Кто такие странники и богомольцы?
В некоторых старинных источниках понятия «странник» и « богомолец» были отличны, иногда они совпадали. Отличие было в следующем: странник – человек, который все свое время тратил на посещение святых мест и ничем другим не занимался, а богомольцы отправлялись в паломничество в какое- либо место, затем возвращались к прежним занятиям. Богоугодным делом считалось принимать странников и богомольцев на ночлег. Один священник, который жил в прошлом столетии в Тверской губернии, очень любил проявлять старнноприимство. Очевидцы рассказывали про него следующее: «Все странники и богомольцы, проходившие мимо Ржева, заходили к о. Матфею и в его доме получали спокойный приют. Число таковых простиралось иногда до 30 — 40 человек в один день, и всех он спешил принять и был для всех и во всем добрым примером».
Странниками и богомольцами люди могли становится на время, послушав наставление старца либо это был их образ жизни. Эти люди могли преодолевать огромные расстояния и терпеть огромные трудности, прежде чем могли достигнуть святых мест. Каждый человек, который любил Господа и имел страх Божий понимал, что отказать в ночлеге страннику – это грех. «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них... Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6: 11).
Для многих людей было большой радостью принять странника и накормить его. Об этом свидетельствуют следующие воспоминания: ««Во время странствования моего по Тобольской губернии случилось мне проходить чрез какой-то уездный город. Сухарей оставалось у меня очень мало, а потому я и вошел в один дом, чтобы выпросить хлеба на дорогу. Хозяин сказал мне: «Слава Богу, ты пришел ко времю, только сейчас жена моя вынула хлебы из печи, вот тебе теплая коврига, молись за нас Богу». Я, поблагодаривши, стал укладывать хлеб в сумку, а хозяйка, увидя, сказала: «Какой мешок-то худой, весь истерся, я переменю тебе» — и дала мне хороший твердый мешок».
Странноприимство - выражение любви к Богу
В давние времена признаком хорошей репутации была любовь к принятию сборщиков – монахов. Гостеприимство в целом – э то отличительная черта времен Святой Руси. Но с особым трепетом и любовью было принято принимать в гости странников, которые путешествовали с православной миссией. Хозяева, которые принимали в доме таких странников, часто просили их молитв в тех святых местах, в которые собирались боголюбивые путешественники.
"Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе" [Рим.12:9-16].
В Дoмострое пишется следующее о традициях странноприимства: «Следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».
Андреенкова Татьяна