Кто в доме хозяин?
Согласно христианкой традиции, придя к кому-либо в гости, мы должны вести себя скромно и почтительно, стремясь не стеснить своим присутствием хозяев. Но это правило можно отнести ко всем мировым культурам, которые обязывают гостей уважать обычаи того дома, который они посетили. Но всегда ли гости ценят хорошее отношение к ним?
Может ли такое случиться,что хозяева настолько добродушны и терпеливы, что гости перестают замечать учтивое расположение к себе и начинают вести себя невежливо? Наверняка может и даже случается. Со времен Святой Руси наш народ славился на весь мир своим гостеприимством и радушием. Ведь принять в дом гостя считалось святым долгом православного верующего, это расценивалось как совершение добродетели, угождение Господу. "Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам". (Евр.13:2)
Но что же делать, если присутствие гостей угрожает безопасности хозяев и гостеприимство воспринимается как должное?
Резонансное убийство простого русского парня Егора Щербакова ( Бирюлево ,Россия), в котором подозревается азербайджанец Орхан Зейналов, стало тем мерилом нашей сегодняшней действительности, при котором возникает наболевший вопрос: «Кто все-таки в доме хозяин?». По версии следствия парень всего лишь пытался защитить свою невесту от навязчивых приставаний незнакомца…
Далеко не первый раз мы сталкиваемся с надругательским отношением к нашим традиям и обычаям со стороны иностранцев. Приезжие гости из далёких стран, привыкнув к нашей супертолерантности, ведут себя нагло и «по-хозяйски», заставляя уже нас чувствовать себя неловко в родном доме. Наша ментальность не вписывается в мировоззрение многих чужестранцев, вызывая лишь раздражение и непонимание. Они порой не только не уважают традиции и нравы той страны, в которую они приехали, но и пытаются установить свои собственные правила и порядки для того, чтобы чувствовать себя в гостях как у себя дома.
Такие явления могут угрожать национальной идентичности страны, препятствовать ее культурному развитию.
«Особое» отношение у приезжих гостей к нашим женщинам. Многих таких «дорогих гостей» с ранних лет учат, что славянские женщины ветренны и легкодоступны, что провоцирует агрессивное поведение и неуважительное отношение к нашим сестрам, дочкам и матерям. По впечатлению представителей других культур, наши женщины сами провоцируют их на непристойное поведение своим вызывающим внешним видом. Но у нас другая культура и свой менталитет, что непонятно многим «загостившимся».
Не только приезжих надо учить уважать наших женщин, но и самим научиться относиться к ним с почтением. Ведь славянская женщина всегда была «немощным сосудом», символом целомудрия, простоты, скромности. Она была олицетворением семейного уюта, мягкости.
Женщин превозносили, их называли хранительницами домашнего очага, им посвящали стихи и поэмы, носили на руках, их имена воины выкрикивали во время сражений. Что же происходит сейчас? Где тот светлый и далекий образ скромной славянской матери , жены и невесты, который пленял сердца воинов и вдохновлял поэтов? Его заменил уродливый европейский вариант «свободной супервумен», навязанный нам извне. В массовой культуре он представлен как нельзя лучше. Супервумен и на войне повоевать может, и водку залпом пить, и мужчин соблазнить, и крепкое словцо обронить. И это, оказывается, нормально! Этот далеко грубый и безобразный вариант «современной женщины» навязывается нам европейскими технологиями влияния.
По традициям многих стран, мужчина, вступивший в половую связь с женщиной, обязан на ней жениться. Иначе – позор и принятие соотвестующих наказательных мер. Вот почему во многих странах к женскому целомурию особенное отношение. Приехав к нам и столкнувшись с европейской вольностью взглядов некоторых лиц женского пола, такие мужчины думают, что абсолютно все славянки распутные и относятся к ним соответственно. Это негативное социальное явление необходимо искоренять на общекультурном уровне, современные педагоги должны особое внимание уделять воспитанию девочек. Да и все наше общество, должно внушать им, что они - будущие матери и жены, а не «крутые бабы». Цель современной христианской педагогики в данном направлении – вырастить скромных и целомудренных девушек, готовых к браку, а не к разврату. Искажение образа женщины, неготовность нашего общества защитить репутацию своих жен и супертерпимое отношение к агрессивным и порой небезопасным «гостям» создает вполне ощутимую угрозу для нашего народа.
В местах массовой торговли, на рынках, можно встретить наибольшее количество приезжих. О том, как непристойно ведут себя иностранные работники торговли можно говорить очень долго. Именно рынок стал ареной расправы над мужчиной, который всего лишь пытался защитить честь своей женщины. Но вот гость не привык к такому отношению, забыв о правилах поведения в социуме. Забыл не только он, многие забыли о том, что женщина - это драгоценность, сокровище, которое нужно сохранять и оберегать. Печально, но факт.
Уважение гостями хозяев – необходимое условие сохранения мира во всем мире, без которого невозможен межнациональный дружеский диалог.
Мы должны помнить, что защита нашей Родины – это приоритетная задача для каждого христианина, для того чтобы жить в мире и спокойствии. Современным людям не хватает взаимоуважения и взаимопонимания, это наиболее актуальная проблема нашего времени, без решения которой существует риск стремительной духовной деградации человечества.
Андреенкова Татьяна