Духовный смысл Прощеного Воскресения
Прощеное Воскресение является последним днем Сырной Седмицы. Согласно традициям, в этот день люди ходят в гости друг к другу, чтобы попросить прощения за былые обиды и недопонимание.
В давние времена было принято просить прощения в этот день даже у незнакомых людей. Встречному прохожему полагалось поклониться три раза и произнести: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- говорил встречный. В Евангелии от Матфея, Господь говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Сыропустная неделя оканчивается Прощеным Воскресением. Затем начинается Великий пост, его считают самым длительным постом. Православная Церковь учит нас, что в период Сырной Седмицы нужно большее внимание уделять духовному развитию, нужно искренне простить обидчиков и задуматься о том, не оскорбили ли мы кого-то. Очень важно попросить прощения у членов своей семьи, самых близких людей. Ведь с ними мы проводим большую часть своего времени и наверняка не всегда бываем с ними терпеливы и сдержанны. Подготовка к Великому посту должна происходить не только с точки зрения пищевого ограничения. В первую очередь мы должны вспомнить главные условия, которые установлены Церковью.
Первое: освободить свой дух от влияния плоти и материального мира. В Евангелии от Матфея мы можем найти такие слова: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 16-21)
Вторым условием является само прощение ближних. «Ибо если вы будите прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Иными словами, прощение должно происходить не только на уровне слов, а с искренностью, от души. Святые отцы говорили о том, что сам факт прощения убивает в сердце такие духовные недуги как раздражительность, зависть, склонность к ссорам. Именно поэтому перед вступлением в Великий пост так важно простить окружающих. В этот день после службы прихожане просят прощения у своих близких, тем самым очищая свою душу.
Третье условие Великого поста - это само пощение. Ограничения в пищевом рационе обязательно должны соблюдаться. Но не стоит осуждать тех, кто не поститься и возвышать себя над ними. Господь обращается к нам: «Не судите, да не судимы будите, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1).
Если человек в силу своей гордости не может простить обидчика, то Великий пост утрачивает духовный смысл. К пониманию и прощению взывает нас Господь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).
Бывает такое, что обиду очень тяжело простить и вместо прощения в сердце еще больше ожесточается злоба.
СВ.ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ советовал людям, которые не могут простить ближним обиды следующее :
«Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви».
***
«Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию».
Люди просят прощения друг у друга за все обиды и разногласия, и тем самым освобождают сердце от греховного груза. Но если кому-то из окружающих нанесена обида, то не стоит ждать Прощеного Воскресения, чтобы попросить прощения у человека.
Подготовила Татьяна Андреенкова