Просить прощения у ближнего - это древняя традиция, начало которой положил Иисус Христос: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). В Прощеное воскресенье принято просить прощения у ближних со словами: "Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою". В ответ положено поклониться и произнести: "Бог простит, и я прощаю".
«В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.
Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14).
Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления?
Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.
Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.
Должны просить прощения у Матери Божией за то, что ради нашего спасения Ее Сын был распят на Кресте. А мы своими грехами все продолжаем распинать Его, нанося раны и Ее материнскому сердцу...
Должны простить не только здесь присутствующих, но и находящихся в данный момент далеко от нас. И тех, кои уже отошли в вечность. Сами должны простить и попросить и их простить нас. А Господь донесет до их сердец мир, который может дать только Он. И этот мир (взаимного прощения) исцелит и их, и наши души».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Чин прощения впервые описан в монастырской жизни египетских монахов. В канун Великого поста для усиления молитвы и с целью подготовки к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по пустыне на все сорок дней поста, пребывая все это время в одиночестве. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Поэтому отправляясь в путь, монахи искренне просили друг у друга прощения, словно перед смертью. Братья просили прощения и сами прощали, осознавая, что могут уже и не встретиться со своими ближними. Для этого и существовал Чин Прощения. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Перед началом Великого поста, в воскресенье в храмах совершается Чин прощения:
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель храма совершает земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к прихожанам с проповедью и просит прощения у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он совершает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных». На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются к Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга.
Во времена Святой Руси был такой обычай: самый старший и почитаемый просил прощения у самого убогого, зажиточные люди просили прощения даже у своих слуг. По традиции государи просили прощения у военных и духовенства.
Но попросить прощения и простить – это совсем нелегко для многих людей. Прощение- это великая сила, способная преодолеть человеческие конфликты и примирить враждующих. Обиды, скапливаясь в нашей душе, загрязняют её и делают нечувствительной.
В этот день Православная Церковь предлагает всем примириться друг с другом, забыть разногласия и размолвки. Если человек не может простить своему ближнему, то он не сможет получить духовную пользу в дни Святой Четыредесятницы.О вредном воздействии обиды на душу человека повествует следующая притча:
Как-то один бедняк пошел на базар купить мешок муки. Вернулся и обнаружил, что вместо муки ему подсунули мешок с камнями. Знал он, кто это сделал, но не стал возвращаться и требовать справедливости.Он просто простил этих людей. Прошло около тридцати лет и однажды к нему постучались. Он открыл и увидел на пороге двух немощных стариков. - Мы те, кто тридцать лет назад обманул тебя, подсунув тебе место мешка муки мешок камней. И мы хотим попросить у тебя прощения. - Я узнал вас и давно, еще тридцать лет назад, простил и жил с чистым сердцем. - А мы, все эти тридцать лет носили эти камни в душе...
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов