Добрые слова в нашей жизни
В наше время так много жестокости и агрессии, что порой доброта и уступчивость в отношении к ближнему воспринимается как что-то диковинное и экзотическое. Ветхозаветный принцип "Око за око, зуб за зуб" стал социальной нормой нашего времени, подразумевающей беспрерывную вражду между людьми и борьбу за выживание. Те способы взаимодействия с окружающими, которые предлагает нам христианское учение, многими воспринимаются как слишком трудноисполнимые, непригодные для нового времени, ущемляющие личное достоинство. Ведь постулаты православной веры подразумевают жертвенность по отношению к ближнему, смирение перед ним, способность признать свою вину, попросить прощения и т.д. В современном мире это немодно и неэффективно, ведь такие методы поведения мешают проявлять индивидуализм, затрагивая эгоистическое начало человека.
Святитель Игнатий Брянчанинов советовал впускать в свою жизнь добрые слова, которые помогут изменить человеку свое отношение не только к ближним, но и к самому себе. Эти слова, по словам подвижника, могут помочь каждому, просто необходимо позволить себе их произносить. Что же это за слова?:
«Преп. Антоний великий учит: «Приучи, чтобы язык твой говорил при всех встречающихся случаях всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу – «прости меня».
Слово «прости» сразу смиряет нас перед Богом и ближними, говорит о сознании своей вины, сожалении, раскаянии в ней.
При этом очень важно то чувство, с которым говорится слово «прости». Его можно произнести холодно, как бы вынуждено и без чувства вины и раскания. Тогда оно не имеет силы, не примиряет, не соединяет сердец, не очищает души.
Поэтому оно должно быть непременно «осолено» ( Мк. 9,49). т.е растворено любовью, смирением и кротостью. Тогда оно имеет полноту духовной силы.
Говорить надо «прости» не только тогда, когда вы сильно повредили ближнему или резко обидели его. В этих случаях уже мало говорить «прости», надо броситься перед ближним на колени.
Нет, слово «прости» должно быть произносимо всегда, когда мы видим хотя бы малейший оттенок недовольства. По отношению к себе, начало зарождения обиды, дымку нерасположения и т.д. Эту опасность по отношению ко взаимной любви надо устранять в самом начале и самому искать сближения и искренно просить прощения даже и тогда, когда нет сознания своей вины; вины можно и не заметить за собой, хотя она и была.
Как пишет схиархимандрит Софроний : «Всякий человек во всяком деле много может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце своё, то увидит, что, оправдываясь, не избегнет лукавства».
Смущенная душа ближнего требует от нас действительной любви, которая, по словам ап.Павла, «не ищет своего» ( 1 Кор.13,5), т.е не ищет оправдания себя и осуждения ближнего, а с готовностью жертвует своим самолюбием и с легкостью принимает вину на себя,лишь бы вернуть мир и любовь ближнего.
Надо приучить себя и к слову «пожалуйста». С этим словом наши просьбы делаются смиренными, вежливыми, лишаются оттенка требовательности и поэтому располагают ближнего к исполнению нашего желания.
Нам необходимо приучить себя к наиболее почтительным и ласковым именам. Пусть слышат родители любовь к ним детей при словах «папочка» или «мамочка», а дети – ответную ласку при словах «сынок» или «дочка» и нежных названиях «Колюша», «Наташенька» и т.п.»
По мнению Святителя Игнатия Брянчанинова, взаимопонимания с ближними можно добиться с помощью искренней любви к ним и доброго расположения сердца. И только человек с добрым сердцем, исполненном любви к другим людям, произносит те слова, которые меняют окружающую реальность в лучшую сторону.
Подготовила Татьяна Андреенкова