По мнению отца Иоанна (Крестьянкина), современные люди участвуют в церковной жизни, подвергая всё анализу и доверяя скорее разуму, а не сердцу. По слову старца, человек входит в Церковь «но больше умом, а вера - это нечто другое, в чем участвует весь человек и в первую очередь сердце.
Я вырос в иной среде, вокруг жили верой все люди. Теперь труднее – живой веры даже у священнослужителей не вдруг увидишь». С опасением он рассуждает о духовном развитии человечества: « Уходят в мир иной Божии люди, те, кто своей жизнью засвидетельствовал, что они истинно Божии. И таких людей остается все меньше, и пустеет мир. А что скажет о себе следующее поколение, еще неясно, но пока жизнь не утешает благими ожиданиями. Жить все труднее, и именно потому, что оскудевает мир Божиими людьми».
Очень часто люди не замечают Промысел Божий и не верят в него, надеясь исключительно на свои силы.
Отец Иоанн (Крестьянкин) отмечает: « Некто знает о всех наших заботах. От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. Он знает, что заботы причиняют страдания. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает взять на Себя все наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить все то, что тяготит нас. Он хочет послать нам помощь. Поэтому передай Ему все твои заботы. Возблагодари Его, что Он все берёт на Себя и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые сегодня печалят тебя. Таким образом, твоё сердце исполниться миром».
Промысел Божий скрыт от нас, поэтому мы не всегда понимаем каким образом он действует и меняет нашу жизнь. Старец обращает внимание на то, что Господь знает, что нужно человеку для спасения души. По его утверждению, люди должны иметь внутреннюю готовность исполнять волю Божию, доверяя Его промыслу.
«Вера не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется - вера истинная свидетельствует в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути. Наш критерий добра и счастья не всегда совпадает с Божиим благожеланием для нас, а потому молитесь и благодарите Бога за всё, без страха идя по жизни в землю обетованную».
Игумен Никон (Воробьёв) пишет: «Немощь душевная у нас так велика, что одолевает маловерие в Промысл Божий, укрепляется же вера человека через делание заповедей, искушения, сознание своей немощи и бессилия и получение помощи Божией, когда исчезает всякая надежда на помощь человеческую».
В одном из своих писем архимандрит Иоанн Крестьянкин советует своему духовному чаду доверить свою жизнь Богу и надеяться на Его помощь:
«Вы же руководствуетесь сиюминутным впечатлением, не опускаясь в глубины Божиих судеб, Священным Писанием и всей историей Церкви свидетельствующих о них. И я не успокою Вас ни убеждением, ни примерами, ни собственным опытом, потому что нет в душе Вашей главного источника спокойствия –твёрдой и несомненной веры в Промысел Божий и в то, что главой и корчмим Церкви является Сам Христос. А у Вас всё же всё и во всём сомнение. Что же, Господь или ошибается, или вовсе не правит миром? А истинные радетели о Церкви лишь те, кого занесло в неё ветром «свободы»? Мне же на Ваши вопросы, заданные в письме, ежедневно отвечает дневное евангельское и апостольское чтение, и возникает у нас недоуменный вопрос: неужели отец К. не читает Писание, неужели только на современную периодику уходят у него все силы души, ума и сердца?!
То,что происходит в мире- не открытие , всему сему надлежит быть , и Второе Пришествие близится , а люди будут по обетованию спасаться до последних дней мира. Один - спасаться, другие - погибать. И главное в их делании спасительное- сохранить веру. Вот о вере своей и о вере тех, кто вверен нашему попечению, болезновать бы нам душой и сердцем. На все времена звучит: вера твоя спасла тебя, иди в мире, по вере вашей да будет вам. Нет веры, нет и мира. Каждый по вере своей cпасается на своем поприще. Человеческие ошибки - мои, Ваши, синодалов. Но ин суд Божий, ин суд человеческий. А как чисто то, что разгоряченному уму кажется ошибкой, Божиим велением во времени открываются святым деланием, и венец венчает делателя. Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце патриарха Тихона, пригвождая его ко кресту? Но крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о потерпевшем: «Свят!» Вот и судите! А я держал в руках в красивых обложках страшные книги – свидетельство восстания на Церковь и борьбы с ней. Уходят Божиим велением с поля брани и святые, и грешные. И те, кто созидал, и те, кто разорял. И разве Вы или я изречем суд на то, как они жили? Нет и нет! А вот за себя, это я точно знаю, отвечать придется мне. И, главное, за то, делаю ли я благословленное мне дело, спасаюсь ли я, как верный Раб Господина моего, и спасаются ли рядом со мной вверенные мне? Поверьте мне, дорогой отец К., если бы все «борцы» за истину и чистоту Православия взяли на своё вооружение молитву и жизнь в Боге, то Православие воссияло бы на Руси. Но «борцов» много, и становится все больше, а Истина собирает вокруг себя малое стадо.
А Церковь - столп и утверждение Истины. И об этом мы с вами предупреждены: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12,32). Дай Бой нам с Вами, сохранив веру и живя по ней, верой обрести спокойствие духа и войти в «малое стадо» спасающихся о Господе».
Подготовила Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов