Как направить кипучую энергию молодых людей в полезное русло? В какой деятельности могут поучаствовать одесские парни и девушки? Что важно для успешной работы православных молодежных клубов? Об этом, а также о тенденциях молодежного служения Украинской Православной Церкви беседуем с иереем Павлом Павличенко, который стоял у истоков создания двух одесских молодежных центров: клуба «Православное поколение» и «Иверской молодежки».
– Отец Павел, в каких видах деятельности могут участвовать члены православных молодежных центров?
– Важно дать молодежи возможность самостоятельно выбрать интересное ей направление деятельности. Священник может предложить варианты, но это необходимо только на первых порах. В центрах, которые существуют много лет, направлений социального служения, как правило, даже больше, чем волонтеров, готовых в них участвовать. К примеру, молодежь одесского клуба «Православное поколение» оказывает помощь ветеранам, занимается кормлением бездомных, посещением детских домов. Количество социальных проектов уже перевалило за десяток. А с чего все начинается? С изучения Священного Писания. На мой взгляд, это движущая сила православных молодежных центров. Спустя некоторое время после начала изучения непременно возникает желание воплотить Священное Писание в своей жизни в разных формах социального служения.
Миссионерская деятельность – область менее освоенная. Чтобы ею заниматься, нужно быть подготовленным: чтобы что-то говорить людям о Боге, нужно что-то о Боге знать. К примеру, к сектантам нельзя прийти просто так, потому что можно не только не просветить их, но и посрамиться, когда они начнут по памяти цитировать Священное Писание, а православному человеку будет нечего им ответить. Также миссионерское направление – это служение в воскресных школах, организация спектаклей на религиозные темы в детских домах. В Одессе какое-то время проводилось уличное миссионерство: молодые люди подходили к прохожим на улице и общались о православии. Выглядело это необычно, так как ничего подобного раньше не было: в царской России в этом не было необходимости, потому что люди знали о православной вере благодаря преподаванию Закона Божия. В советский период, хотя люди и не знали о Боге, не было возможности к ним обратиться. А сейчас есть и необходимость, и возможность. Думаю, миссионерская деятельность как направление молодежного служения со временем будет развиваться.
И мне кажется, что молодежное служение не должно этим ограничиваться. Например, массовые занятия физкультурой, участие в спортивных мероприятиях – тоже пример того, что можно жить по-другому, покинуть виртуальный мир, вести здоровый образ жизни. И хотя это не миссионерство в прямом смысле слова, но благодаря таким мероприятиям – пробежке, игре в футбол или волейбол – молодежь, которая не пришла бы на религиозную лекцию, может в процессе общения между спортивными играми погрузиться в новую среду, войти в круг общения воцерковленной молодежи. Как правило, в этой среде человеку комфортно и он хочет в ней «закрепиться». Постепенно он больше узнает о Церкви, о вере и о Боге.
– Выходит, что для сплочения молодежи в православных клубах важно совместное проведение досуга?
– Да, совместный досуг очень важен. Когда оргкомитет одесского молодежного клуба, в состав которого я вхожу, озадачился вопросом оттока ребят из молодежных клубов в летний период – из-за каникул и отпусков, мы решили перенести встречи на природу, организовать блюда на мангале: шашлыки, овощи. И если на религиозную лекцию летом в воскресный день молодому человеку было тяжело заставить себя прийти, то на море молодые люди шли с удовольствием. К тому же намного проще приглашать новичков: одно дело позвать менее воцерковленного товарища на лекцию в воскресную школу и совсем другое – на мероприятие с шашлыком. На таких встречах больше возможностей для общения. Как правило, они начинаются в обеденное время и продолжаются без каких-то временных ограничений. Но всегда есть духовная составляющая, что-то для развития человека: либо лекция, либо обсуждение Писания. Молодые люди и отдыхают, и общаются, и узнают что-то новое.
– Какие тенденции в развитии молодежного служения Украинской Православной Церкви Вы наблюдаете?
– Последние несколько лет в молодежном служении УПЦ происходят серьезные изменения. Бывший настоятель киевского Свято-Ионинского монастыря архимандрит Иона был поставлен главой Синодального отдела по делам молодежи, ныне он епископ Обуховский. Его силами и трудами дважды в год проходят встречи священников и приходских сотрудников, работающих с молодежью. На этом форуме можно поделиться опытом, послушать лекции ведущих руководителей молодежек, обсудить проблемы.
Сравнивая опыт ведущей киевской молодежки и одесских молодежек, могу сказать, что это два совершенно разных направления. В Киеве в Ионинском монастыре создана в каком-то смысле уникальная молодежка. Более трехсот человек собирается раз в неделю, чтобы послушать лекцию одного или нескольких священников, задать вопросы и получить ответы. Очевидно, что такое количество людей не могут общаться одновременно и существующий формат встреч – единственно возможный.
Все одесские молодежные клубы намного малочисленней. Здесь преимущество в том, что молодые люди могут общаться непосредственно друг с другом, можно проводить разбор Священного Писания, в котором каждый высказывает свое мнение. Я думаю, что направления деятельности и форматы молодежных встреч могут быть различными.
В апреле этого года я был в Узбекистане, где также получил очень интересный опыт. В Ташкенте вместе с клириком Киевской епархии протоиереем Владиславом Дихановым мы проводили молодежный семинар-форум под названием «Фома». За последние два года через этот трехдневный семинар прошла молодежь более двадцати епархий Украинской Православной Церкви. Как он проходит? Собирается по возможности большое количество молодежи из различных храмов одной епархии. Многие видят друг друга впервые, знакомятся. Это очень важно, так как когда молодежь существует автономно, ребята не чувствуют своей силы, не знают, что они могут сделать больше.
Кроме знакомства они получают достаточно серьезный инструментарий для воплощения различных социальных, миссионерских и просветительских проектов, учатся проектной работе, учатся работать в команде. Этот форум построен на тренинговой системе, а не лекционной. Предлагаемая информация ограничивается 15-20 минутами, остальное время посвящено воплощению полученных знаний – молодежь организует какие-то мероприятия, выполняет задания.
И что интересно, в процессе этого молодые люди не только учатся чему-то новому, но и осознают собственные проблемы. Даже в выполнении простого задания – распределиться на группы и организовать постановку небольшой сказки – проявляется отношение человека к жизни в целом. Кто-то активно включается в работу, проявляя лидерские качества, кто-то подключается, но старается не очень напрягаться, кто-то дистанцируется от всех, пытаясь избежать взаимодействий. А самое интересное происходит после тренинга, когда каждый должен описать то, что происходило, и то, как он понял свое участие в этом. Молодые люди буквально у меня на глазах делали открытия о себе. Человек, который думал, что он очень активный и всегда готов подключиться к любому проекту, видел, что на практике он, наоборот, пытался дистанцироваться от происходящего. А тот, кто считал, что он безынициативный и ничего не может сделать, когда представлялась возможность, «бросался вперед» и узнавал, что он потенциальный лидер.
После такого форума, как правило, молодежное служение епархии выходит на новый уровень развития. То, что происходило до этого, происходит с большей силой и ускоренными темпами. Думаю, проведение таких форумов очень перспективно.
– Кому, по Вашему мнению, в первую очередь нужны молодежные центры: новоначальным христианам или тем, кто уже давно в Церкви?
– И тем и другим. Если молодой человек уже приобрел какой-то духовный опыт, скажем, если он с детства в Церкви, то на молодежке он должен им делиться. А невоцерковленный молодой человек на первых порах больше получает, так как ему еще нечем делиться. Есть еще один вариант – когда молодой человек воцерковлен давно, а делиться ему нечем. Вот здесь уже нужно задуматься: почему я десять лет в Церкви и у меня не возникает желания пообщаться с другими верующими, обсудить Священное Писание, поделиться своими открытиями? Может быть, я не все правильно делал все эти годы?
Когда я предлагаю молодым людям принять участие в молодежном служении, то соглашаются далеко не все. Как правило, отказ свидетельствует не просто о не очень хорошем духовном состоянии человека – мы все находимся в духовно ненормальном состоянии, – а о нежелании свое состояние увидеть и попытаться его изменить. Если человек отказывается от взаимного общения, совместного служения – как это было в раннехристианских общинах, если он думает, что Церковь – это место для удовлетворения духовных потребностей, то в какой-то момент будет глубоко разочарован в религиозной системе, которую сам построил. Потому что она не соответствует учению Христа.
Я не говорю, что ребята, приходящие в молодежные клубы, – это «самые духовные молодые люди». Но все, кто участвует в молодежном служении, хотят меняться, становиться лучше, хотят узнать больше.
Вера Желебовская
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов