М.В.Нестеров: "Самое драгоценное в искусстве — Божий дар"
Творчество Михаила Васильевича Нестерова – одного из известнейших русских живописцев, олицетворяет собой живую связь времен. Оно наполнено духовным светом, искренней верой в Бога, любовью ко всему живому. В каждой работе ощущается волнительное ощущение прекрасного, всего того, что создано Господом. Это особое видение реальности было с любовью передано в картинах Михаила Васильевича всем нам.
19 мая (по старому стилю) 1862 года в Уфе в купеческой семье Василия Ивановича и Марии Михайловны Нестеровых появился на свет сын Михаил. Мальчик рос в строгости, семья была очень религиозной, патриархального склада, это сильно отразилось на его мироощущении. Семья Нестеровых была несчастна, пережив по - человеческим меркам просто невероятное горе: из 12-ти детей 10 умерли еще в грудном возрасте. Судьба маленького Нестерова была под угрозой, по врачебным меркам он был «не жилец», но вдруг произошло чудо. Вот что рассказывает об этом сам художник в книге воспоминаний «Давние дни»:
«Помнить себя я начал лет с трех-четырех. До двух лет я был слабым, едва выжившим ребенком. Чего-чего со мной не делали, чтобы сохранить мою жизнь! Какими медицинскими и народными средствами ни пробовали меня поднять на ноги, а я все оставался хилым, дышащим на ладан ребенком, <…> пока однажды не показалось моей матери, что я вовсе отдал Богу душу. Меня обрядили, положили под образ. На грудь положили небольшой финифтяный образок Тихона Задонского. <…> Той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое воскрешение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни. С этого счастливого случая мое здоровье стало крепнуть, и я совершенно поправился».
Семья Нестерова отличалась искренней верой в Бога, воспоминания детства были связаны во многом с молитвой, церковными богослужениями, паломническими поездками. Отец Нестерова был очень почитаемым человеком в городе, вплоть до того, что все губернаторы и архиереи стремились попасть к нему с визитом. Мать, Мария Михайловна, отличалась сильным и волевым характером, всегда поддерживала Михаила, с ней художник навсегда сохранил близкие теплые отношения :
Из воспоминаний Нестерова: "К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать проявляла ко мне так круто свою волю, что казалось бы естественным, что мои чувства как-то должны были бы измениться. И, правда, эти чувства временно переменились, но, однако, с тем, чтобы вспыхнуть вновь в возрасте уже зрелом. В последние годы жизни матери и теперь, стариком, я вижу, что лишь чрезмерная любовь ко мне заставляла ее всеми средствами, правыми и неправыми, так пламенно, страстно и настойчиво препятствовать моей ранней женитьбе и вообще искоренять во мне все то, что она считала для меня - своего единственного и, как она тогда называла меня, ненаглядного - ненужным и неполезным."
В подростковом возрасте всем стало понятно, что купеческое дело не дается Михаилу, а вот художественный талант все более проявлялся.
В 1877 году Михаил Нестеров поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Василий Перов стал наставником и главным учителем юноши на творческом поприще, постепенно стал формироваться собственный стиль. Доминирующие темы его работ – это жизнь людей, общение с Богом, их вера, красота родного края, которая исполнена молитвой и любовью.
"Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу."
"Хорош Божий мир! Хороша моя Родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину."
В 1890 году на Передвижной выставке была представлена картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Сам Нестеров таким образом описывал процесс создания этой картины: «Ряд пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякина (недалеко от Абрамцева — О. Г.).
Нашел подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. <…> Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего «Варфоломея» такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством "подлинности”, историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать».
Но найти мальчика, с которого можно было списать лицо отрока, Нестерову не удавалось. Он снова и снова всматривался в лица детей, но не находил среди них то, что ему требовалось. Однажды художнику неожиданно повезло: он увидел деревенскую девочку… Коротко остриженная, худая, она была так похожа на мальчика. Ее огромные голубые глаза поразили художника: «Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был “документ“, “подлинник” моих грез».
Преподобному Сергию художник посвятил целый ряд работ —«Отрок Варфоломей», «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891—1899), Эти картины вызывают у зрителя особое молитвенное состояние, хотя и не являются иконами. Наполнены духовным светом его работы «Дмитрий-царевич убиенный» (1899), а также «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914).
Особое значение художник придавал женским образам, в которых передавал разные, противоречивые, но в то же время взаимосвязанные составляющие: тоска по несбывшемуся, печаль, смирение, радость, благодарность и т.д. («В скиту» («Сестры»; 1916), «На горах» (1896), «Великий постриг» (1898), «Христова невеста» (1913). Грусть, которая была присуща многим женским образам в работах Нестерова, была так или иначе связана с личной трагедией художника: смертью молодой жены. «Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу — словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве», — писал художник.
После революции художник продолжает тему Святой Руси, но не так часто как ранее. («Отцы-пустынники и жены непорочны», 1932). Беспощадный режим коснулся художника и его близких… Дочь арестовали, затем она пережила ссылку. Именно она изображена на картине «Потрет Ольги Михайловны Нестеровой» («Амазонка», 1906).
В советское время Нестеров работает, в основном, над портретами. Среди героев его работ художник Виктор Васнецов (1925), физиолог Иван Павлов (1935), скульптор Вера Мухина (1940), архитектор Алексей Щусев (1941).
Талант Нестерова, его уникальный и неповторимый стиль трудно описать словами, поместить его творчество в какие-то рамки. Вот как описывал свою деятельность сам художник:
«Многие склонны обвинять меня в принадлежности к новейшим западным течениям в искусстве — символизму, декадентству и т. д. Это большое заблуждение. Я пою свои песни, они слагаются в душе моей из тех особенностей, обстоятельств моей личной жизни, которые оставляют наиболее глубокий след во мне. Ни к одной из названных сект я не принадлежу, не отрицая среди них много истинных дарований, которые и оставались бы таковыми, если бы не увлекались названными учениями. Самое драгоценное в искусстве — Божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных».
Татьяна Андреекова