Юродство – особый христианский подвиг
Первые упоминания о юродстве мы находим еще в античные времена. В произведении древнеримского историка Юстина есть рассказ о том, как афинский законодатель Солон, притворившись сумасшедшим, подговорил афинян на войну против мегарян, чем вернул остров Саламин во владение своего народа. Ярким примером притворного безумства в Древней Греции является философ-маргинал Диоген Синопский.
Многие пророки Ветхого Завета считаются предшественниками юродивых Христа ради. Пророк Исаия, например, ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3). А пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15). Целью этих действий было привлечение внимания окружающих и побуждение народа израильского к покаянию и обращению.
Обосновал подвиг юродства Апостол Павел в своих посланиях: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор. 4:10) «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1:20) «Слово о кресте для погибающих юродство есть». (1Кор. 1:18) «Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». (1Кор. 1:21)
Святитель Афанасий Александрийский говорил: «Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю».
Юродство есть духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни, принятии на себя образа человека, не имеющего разума, и смиренном терпении поруганий, презрения и телесных лишений. Это один из самых удивительных и трудных подвигов христианского благочестия. В основе его лежит пламенная любовь к Богу в сочетании с великим самоотвержением. Святое юродство, утвердившись в человеке, приближает его к пророческому служению. Юродивым открывались моменты и поступки, оскорбляющие в людях славу Божию, и давалась смелость говорить обличающую правду «сильным мира сего». Тем самым они возвращали сердца согрешающих на путь истины и добра.
Внимание и душевное расположение юродивых всегда заняты помышлением о Божественном. Так, Василий Блаженный имел «острый ум, всегда обращенный к Богу» и «нечувственен был ко всем житейским». Живя в обществе, юродивые сознательно исключали себя из него. Они прерывали отношения с ближними, душа их была закрыта для других. Они терпели самые обидные упреки в безумии, презрение и поношения. Но такими странными они были во внешней жизни. В душе же они были более разумными по отношению к тем, кто считал их безумными. «Ты сокрыл в сердце своем заботу, как угодить Богу», – говорится в житии св. Василия.
Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства», и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне.
У душевнобольного человека как раз нарушено самосознание, целостность личности, он не способен – полностью или частично – руководить своими желаниями, мыслями, волей. Такой человек не критичен по отношению к себе и другим людям, неадекватно устанавливает связи между событиями и людьми. В отличие от юродивого, который стремится умалить свое «я», поставить вместо «я» Бога в акте смирения, больному человеку надо еще исцелить свое «я», осознать себя как личность. Потому совершенно невозможно быть одновременно юродивым и душевнобольным.
Другое дело – лжеюродство, кликушество. Здесь критерием может быть разница в мотивации и целях: если юродивый борется с гордыней, тщеславием – лжеюродивый, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню. Это для него способ привлечь к себе внимание.
В отдельную категорию можно выделить так называемых «странненьких», или, как их часто называют в народе, блаженных, что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле. Эти люди также отличаются странностью поведения, необычными высказываниями, привлекающими внимание. Но это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. Такие «блаженные» ничего сознательно не берут на себя, они такие и есть, это проявление особенностей их психики.
Очень трудно выстроить схему: вот юродивый, вот кликуша, вот «странненький». Подлинные юродивые – это люди духовные. Но часто мы не можем проникнуть в тайну их внутреннего мира, мы можем иметь только какие-то ориентиры, которые показывают, что это – истина или подделка. Господь открывает, когда надо, и святость, и лжесвятость, и последние бывают посрамлены. И наоборот: не может укрыться свет, истинная благодать Божия. Например, Ксения Петербургская (из жития которой известно, что она проходила медицинское освидетельствование и была признана психически абсолютно здоровой) была и при жизни почитаема людьми, пусть не сразу, но даже простые люди заметили, что она – человек святой. Любящий, смиренный, служащий Богу и людям, обладающий благодатной силой, чудотворной молитвой. Таковы и все юродивые.
Одесская земля свято хранит память о юродивом Христа ради Иоанне Жуковском, чьи честные останки ныне покоятся на 2-ом христианском кладбище. Современники отмечают, что он был очень начитанным и образованным человеком, а на подвиг юродства получил благословение от самого праведного Ионы. Всегда – и зимой, и летом – ходил босиком в одной и той же самотканой одежде из грубого холста. Из широко распахнутого ворота рубашки выглядывал нательный крест на простой верёвке.
К нему на могилку, как к живому, люди приходят и сегодня со своими скорбями и радостями, просьбами и благодарностью. До сих пор благочестивые верующие продолжают начатое им ещё при жизни благое дело – кормление голодных.
Составила Ирина Сельская