Пойте Богу Нашему, пойте…
Пение является неотъемлемой частью Богослужения. И в самом деле, представить себе Литургию или другую службу суточного круга без церковных песнопений невозможно. Все мы восхищаемся сладкозвучным пением, но мало кто задавался вопросом: откуда эта традиция? А ведь процесс формирования церковного пения весьма интересен.
Богослужебное земное пение берет свое начало от небесного пения ангелов, славящих Пресвятую Троицу. Пение ангелов – вечно, со своей установленной Богом иерархией, своим небесным уставом. Причина пения ангелов – желание передачи всей твари даров созерцания, получаемых от Бога. Такова божественная природа отражения. Ангелы в виде «второго света», подобно зеркалу, отражают и передают этот Божественный Свет, освещая все вокруг, изливая его на тварь через пение.
Ангельское пение существовало всегда. Из Св. Писания мы узнаем, что еще до сотворения человека все ангелы восхваляли Творца гласом великим (Иов. 38, 7). Пророк Исаия видел Серафимов, окружающих престол Господа Саваофа, взывающих друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна Славы Его!» (Ис. 6,3). Об этом говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе, видевший Херувимов, Ангелов и великий сомн святых, окружающих престол, которые с припевом «аллилуия» восхваляли Бога и Агнца (Откр. 5,8 и 7,9).
В Ветхом Завете пение являлось средством божественных откровений. Пророки Израиля изрекали свои пророчества стихами и нараспев. Святый Иоанн Златоуст говорит, что Сын Божий принес людям «все обилие благодати, принес нам небесные песни, и таким образом землю сделал небом…». По выражениям святых отцов, люди, воспевая гимны Богу, становились сообщниками Небесных Сил, подражая и уподобляясь им. Таким образом, ангельское пение – это непрерывное славословие и хвала Бога. Оно бесконечно, в то время как человеческое богослужебное пение имеет конец и начало. Но по своей духовной направленности, совершенствованию, оно должно быть подобным ангельскому.
В Ветхом Завете возникновение богослужебного пения связано с получением заповедей Божиих и скрижалей Завета. Получив дарованный Богом закон, человек получает возможность славить Бога. Впервые на земле песнь истинному Богу была воспета израильтянами при свершении чуда – перехода ими Черного моря под предводительством пророка Моисея. Однако в Ветхом Завете для прославления Бога использовалось не только пение, но и музыка, употребляемая ранее в языческих культах. Так, во время игры пророка Давида на гуслях, злой дух отступал от Саула. Рука Господня касалась и пророка Елисея, пробуждая в нем пророческий дух, когда специально званый гусляр играл на гуслях.
В Ветхом Завете вместе с пением и музыкой использовались ритуальные танцы, которые были угодны Богу. Например, танец пророка и царя Давида, «скачущего и пляшущего пред Господом» во время перенесения ковчега Завета. Это было в законе Моисея. В книге Чисел пишется: во время веселья, праздника или войны с врагом «трубите тревогу трубами, – и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших» (Числ. 10, 9). Поэтому израильтяне приветствовали своих вернувшихся с войны победителей хороводными песнями и плясками. Музыкально-певческое и танцевальное искусство не делилось на религиозное и светское – все было религиозно.
При царе и пророке Давиде храмовое пение становится профессиональным. В связи с развитием ансамблевого музицирования, пения в сопровождении музыкальных инструментов, появилась необходимость в специальной подготовке музыкантов и певцов. Особенного расцвета достигло богослужебное пение при царе Соломоне. Так, из 38 000 левитов 4 000 были храмовыми музыкантами, прославляющими Господа на музыкальных орудиях. Например, 288 певцов делились на 4 хора по 72 певца и на 4 регента. В общие дни в богослужении участвовали небольшие группы хора по 24 человека или 120 священников в один голос (унисон) пели и трубили хвалу Богу. Храмовым певцом мог быть не каждый, а рожденный по наследству, причем он должен был посвятить этому всю жизнь. Музыка того времени была простой, диатонической, небольшой по диапазону.
Начало пения в Новозаветной Церкви было положено примером Самого Христа Спасителя, Который завершил Тайную Вечерю пением псалмов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30). По словам св. Иоанна Златоуста, «Спаситель воспел, чтобы мы пели подобным образом», святые апостолы закрепили пример, поданный Иисусом Христом, и, по свидетельству Деяний (16, 25), они после Вознесения посвящали 3-й, 6-й, 9-й и полунощный часы молитве, сопровождая ее псалмопением. Вместе с распространением Христова учения апостолы весьма заботливо распространяли и пение. Апостол Павел в своих наставлениях новозаветным христианам пишет: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18). Примерно то же мы находим в апостольских постановлениях. Так, в кн. II, гл. 57, сказано: «После двух чтений из книг (ветхозаветных) кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов». И далее в кн. VII, гл. 24, определено молитву Господню «Отче наш…» петь каждый раз трижды. А в правилах 15, 23-25, 27 и 43 упоминается о певцах как о «низшей степени клира».
Так постепенно апостолами было окончательно узаконено богослужебное пение и возведено в ранг обязанностей для всех православных христиан Новозаветной Церкви.
Преемники апостолов продолжали эту миссию. Известно о свят. Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, что он не только усердно распространял церковное пение, но и ввел особый его вид – антифонное пение, т.е. попеременное пение по группам. Выбрав для служб на великие праздники специальные стихи и составив к ним особые припевы, используемые доныне: «Спаси ны Сыне Божий» и «Молитвами Богородицы…».
Татьяна Горская