Великий пост
Великий Пост (Четыредесятница) – это пост с большой буквы — главный пост в православии. Основная цель его — подготовка верующего к празднованию Светлого Воскресения Христова. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста, так или иначе, связана с числом 40. Четыредесятница (первые 40 дней или 6 недель) – это время, когда мы идём навстречу к Богу.
Первая Неделя поста — Торжество православия: в богослужениях возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в храмах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.
На первой неделе Великого поста, с понедельника, затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет.
Вторая седмица называется седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужениях этой седмицы восхваляется пост как путь к внутреннему благодатному озарению наряду с сокрушением о греховном состоянии человека. Также Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.
Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, поскольку в этот период прославляется Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим ободрение к завершению труда, является знаменем победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. В богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.
В богослужении четвертой Недели Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, восходящей от земли к вечной славе.
В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V–VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту нравственности, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером.
Шестая седмица — седмица ваий (ветвей), посвящается Входу Господа в Иерусалим. В пятницу седмицы завершается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешением Лазаря Спаситель явил свою Божественную силу и славу и уверил своих учеников и всех в грядущем своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Великого суда. В воскресенье шестой седмицы отмечается Вход Господень в Иерусалим (праздник Вербного воскресенья). Он принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста.
Страстная Седмица (Великая неделя, Страстная неделя) – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через Тайную Вечерю, предательство, арест, страдания, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Светлому Воскресению Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Все дни Страстной седмицы носят название «Великих».
В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается.
Великий пост - важнейший и самый длительный пост у православных христиан, главная цель которого - телесное и духовное приготовление к Пасхе.
Подготовил Алексей Сурилов