В эти дни мы вступаем на духовную тропу Великого Поста. Святой Великий Пост – это период молитвы, период покаяния, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Наша Церковь установила период Великой Четыредесятницы, как время особенно интенсивной духовной борьбы, стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу, чтобы удостоиться встретить Великий и Светлый праздник Воскресения Христова.
Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, потому что этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время. Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял должного внимания, и взрасти духовно.
Чтобы почувствовать сам дух Великопостных служб, нужно постараться принять молитвенное участие в них, именно в будние дни, так как сама воскресная литургия практически не отличается. Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения, ступенька за ступенькой, приближается к тайне Пасхи Христовой. Постовое Богослужение никого не может оставить равнодушным. В нем близость Бога к человеку проявляется наиболее ярко.
Принимая вместе с духовным постом и телесный, мы должны помнить, что ограничение в пищи является средством, а не целью. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать и совершенствоваться своему духу, направляя все силы к Богу. Посещение храма, молитва, внимательность к своему внутреннему состоянию, удаляет человека от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает. Очень важно, ограничивая себя, здраво оценивать свои силы к духовным и телесным подвигам, с помощью и советом духовника.
С первой недели Великого Поста начинается время говения. Говение – подготовка к исповеди, сама исповедь и причащение Св. Христовых Тайн. Строгие великопостные службы настраивают на покаянный лад. В греческом языке покаяние означает – перемену ума, под этим подразумевается перемена всего человека – образа его жизни, действий, слов, мыслей. Человек должен осознать собственную греховную сущность перед Богом и перед людьми. В помощь нам, на протяжении всего этого времени, на каждой Великопостной службе, читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, а в первую неделю Великого Поста Великий покаянный канон святителя Андрея Критского.
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского
Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, увидеть пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
Свт. Андрей Критский в покаянном каноне вспоминает великие образы, начиная с сотворения мира – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, царя Давида, Обетованную Землю и выше всего Церковь и Христа – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события каждого из нас, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся нас и нашего спасения, трагедия греха и измены как наша личная трагедия. Наша жизнь показана нам как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
И потому так важно, начиная с первых дней поста, прейдя в храм, когда в тишине и полумраке раздадутся удивительные песнопения Великого канона, не прятаться от боли, от несущих ее обличений, но, напротив, совершенно обнажить, раскрыть свое сердце, отказаться от любых оправданий. Дать Господу возможность достучаться до нас, каким бы громким, каким бы потрясающим все наше естество ни оказался этот стук. Чтобы увидеть себя такими, какими видит нас Он, и чтобы воспользоваться той возможностью все исправить и все изменить, которая всегда есть у нас, пока мы живы. И которая особенно доступна для нас в наступающие дни Великого поста.
Олег Можаров
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов