18 марта – начало Великого поста. Православные христиане из года в год готовят свои души к празднику Светлого Христова Воскресения, а для кого-то этот пост будет первым. Что необходимо помнить, проходя поприще Великого поста? На чем сосредоточить свое внимание? Рассказывает клирик одесского храма святых мучеников Адриана и Наталии, магистр богословия протоиерей Димитрий Предеин.
Самое главное, что нужно иметь в виду христианину, вступая в Великий пост, – это то, что это время очищения от грехов и страстей. Это время, когда каждый из нас должен направить свои духовные усилия на борьбу с теми страстями, с которыми в течение года мы мирились, с грехами, которые мы себе попускали, со слабостями, на которые смотрели сквозь пальцы. Все это нужно постараться истребить в себе с помощью великой благодати Божией в течение великопостного периода. Мы должны приготовить себя к величайшему празднику – Пасхе, к Воскресению Христову и встретить этот праздник с подлинной, чистой духовной радостью.
Этот пост самый «жесткий», он требует реальных усилий и напряжения. Особенно первые три дня Великого поста – в эти дни по Уставу не положено вкушать пищу. Это нелегко дается человеку, который в наше время привык к комфорту. Если, к примеру, в средние века люди были более воздержаны, мясо вкушали только по праздникам, то мы сегодня можем позволить себе гораздо больше. Именно на этом фоне – комфортной и сытой жизни – великопостный период выглядит намного более грозно, для кого-то даже устрашающе.
В этот период «духовные рецепторы» христианина должны работать и работают совсем в другом режиме. Потому что, когда человек подвизается и старается воздерживаться, вкушает меньше пищи, меньше развлекается, он становится более способным к восприятию духовного мира. С одной стороны, Господь, святые ангелы и мир святых Божиих угодников становятся ближе к нам, но с другой стороны, и сатана в это время использует все свои козни для осквернения нашего подвига. Поэтому человек должен быть готов и к искушениям. В этот период Сам Бог велел быть более внимательным к себе. И всякий грех, который мы совершаем или продолжаем совершать во время поста, является «двойным», сугубым. Период поста нужно, прежде всего, употребить для спасения души, и если мы снова возвращаемся на пути греха, то вполне можем ожидать, что наказание Божие будет более «ощутимым».
Очень хорошо говорит народная мудрость, что главное в пост – «не есть людей». Телесная сторона поста не является целью – это средство, и оно действенное. Нужно прежде всего следить за состоянием своего сердца. Как говорится в стихире, которая поется при приготовлении к Великому посту, пост – «злых отложение», то есть необходимо избавиться от злых дел, заботиться о возделывании своей души. Как говорит Евангелие, чтобы была она благоплодной почвой. Если христианин, пройдя поприще поста, заметит, что он стал более добрым, чутким и сострадательным по отношению к окружающим, стал более ревностным к творению богоугодных дел, в семье старался общаться мягче и быть более рассудительным, чаще посещал службы, и не только в воскресные, но и в будние дни, то, наверное, пост оказался для человека пройденным не зря. И это главный результат, к которому должен стремиться христианин. Но если человек уже до начала поста думает, что ему будет тяжело, и спешит взять благословение у священнослужителя на послабления, то он даже не пытается вступить в духовную брань, а капитулирует перед неприятелем еще до его приближения. Тот человек, который хочет угодить Господу, вспоминает слова из Евангелия: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
Отдельно хотелось бы остановиться на очень важной теме – посещении богослужений. С началом Великого поста меняется само ощущение в храме, обстановка становится другой. И христианин чувствует это острее, если он чаще посещает храм и пытается проникнуться этим великопостным духом. Очень важно посещать богослужения не только по воскресным, но и в будние дни. Воскресные богослужения не существенно отличаются в Великий пост, а, к примеру, на первой неделе поста в будние дни читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Преподобный Лаврентий Черниговский писал, как можно узнать соотношение людей спасающихся и погибающих – в рай идут столько, сколько мы можем увидеть людей на богослужении в храме в будний день.
Правильно поступит тот христианин, который подготовит себя к Великому посту. Неслучайно неделя «о мытаре и фарисее», неделя «о блудном сыне», неделя «о Страшном Суде» заранее готовят нас к правильному восприятию поста. Как говорят наши святые отцы и проповедники, нужно постараться соблюсти себя в течение этого периода, чтобы потом не было мучительно больно за то, что даже это сравнительно краткое время мы не использовали так, как нужно. Очень хорошо и полезно для христианина взять на себя маленький подвиг, к примеру, каждый день читать не по одной, а по две главы Евангелия, или класть по пятнадцать земных поклонов с «Иисусовой молитвой», или читать каноны. То есть каждый волен выбрать для себя то, что ему ближе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «испытывайте себя тем, какое духовное делание вам приносит больше благодати, и в этом больше подвизайтесь». В то же время важно посоветоваться со своим духовником и взять на это благословение. Самый маленький подвиг – это лепта, внесенная в ваше собственное спасение.
Подготовил Олег Можаров
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов