Сегодня религия является одной из главных сил в обществе, влияющих на поведение человека. И влияние это существенно усилилось с распадом СССР. Люди, уставшие от духовной пустоты государственного атеизма, стали проявлять все больший интерес к духовной жизни и искать руководства в ней посредством советов различных старцев и духовников. Это стремление привело к возникновению феномена младостарчества.
Подлинные старцы
На Руси старцем считали особо почитаемого монаха, который в конце жизни принимал на себя подвиг наставления мирян. Такими старцами были: преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Зосима и Савватий Соловецкие, старцы Оптиной пустыни и др.. Среди недавних примеров– насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006), насельник Одесского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко) (1925-2012) и ныне здравствующие насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) и духовник Оптиной пустыни сихиархимандрит Илий (Ноздрин).
По мнению протоиерея Дионисия Дунаева, выражающего официальное мнение РПЦ, подлинных старцев отличает то, что они никогда не настаивают на своем совете, если его не принимают те, кто к ним приходит, и не рассматривают свои индивидуальные наставления как руководство на все случаи жизни. Они не считают себя единственными авторитетами, но сами подчиняются игумену или епископу, если требования последнего не противоречат заповедям христианской любви.
Как распознать младостарчество?
Термин «младостарчество» возник относительно недавно и обозначает тех представителей духовенства и монашества, которые берут на себя функции полного контроля над всеми аспектами жизни своих прихожан. Это могут быть как вопросы духовного характера, так и вопросы жизни человека в обществе – смены места жительства, выбора между браком и монашеством, принятия или непринятия каких-либо технических новшеств.
Есть целый ряд признаков, по которым идентифицируются младостарцы. Это призывы к отказу от государственных документов; резкое вмешательство в личную и семейную жизнь; высказывание идей, противоречащих социальному учению и официальной позиции Церкви и т.д. Как следствие, вокруг этих «старцев» возникают противостоящие официальной Церкви общины, ведущие пропагандистскую работу среди верующих. Отличить адептов этих общин довольно просто – кроме никому не известных «старцев», они почитают в качестве святых царя Ивана Грозного, Григория Распутина, отрока Вячеслава Крашенинникова.
Также получила широкое распространение разного рода сомнительная религиозная литература, в которой излагается альтернативная точка зрения младостарцев на проблемы современности. Примером может служить книга «Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове)». Книга наполнена свидетельствами о позиции игумена Гурия касательно государственных и банковских документов.
- … не благословил брать ни новых паспортов, ни пенсионных свидетельств, ни медицинских полисов, ни голограмм, ни магнитных карточек... Он говорил: «Если это возьмете, то и печать антихриста примете, не заметите как», - значится в книге.
Слово Патриарха
На недопустимость подобного явления обращал внимание Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. По его словам, «…некоторые клирики РПЦ, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких «старцев». Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого «старца» совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом».
Также Патриархом Алексием была высказана озабоченность по поводу нездоровой зависимости православных неофитов от личности младостарца, порождающей искаженные формы приходской жизни. По его словам, люди идут в храм, «…чтобы встретиться со «своим батюшкой», а не со Христом, чтобы поговорить со знакомыми, а не для молитвенного общения с Полнотой Церкви. Характерная для воцерковляющихся ущербность церковного сознания, в котором не находится места понятию о соборности и вселенскости Церкви, поддерживается такими пастырями, внушающими своим чадам, что спасение возможно лишь в пределах их общины, и для утверждения в этом осуждающими других священнослужителей, тем самым отталкивая людей от них. Это ведет к самоизоляции подобных общин от других приходов, от епископа и, в конечном счете, от Церкви».
* * *
Почему стало возможно возникновение в РПЦ феномена младостарчества? В сфере духовной жизни это несоответствие клириков морально-этическому образу пастыря Церкви и т.д. То, как эти проблемы решаются на официальном уровне РПЦ, не находит понимания у некоторых консервативно настроенных верующих, неудовлетворенных не только своим уровнем жизни, но и мнением официальной Церкви. Следствием этого является падение ее авторитета и поиск иных выходов из кризисной ситуации, выражающийся в образовании самостоятельных внутренних общин во главе с младостарцами. В политической сфере это может выражаться в поддержке отдельными клириками или иерархами позиций тех или иных политических и государственных деятелей.
Алексей Попов
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов