Роль духовного отца в жизни христианина
4 августа 2012, 2 981, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок
Духовный отец сопровождает нас c момента церковного становления, духовного рождения и до самого конца. Как плотской отец рождает детей для земной жизни, так духовный отец рождает духовных чад для вечной жизни с Богом.
Многие люди, не имея наставника, ограничиваются изучением духовно-назидательных книг, считая, что этого вполне достаточно. Но такие книги требуют объяснения опытного руководителя, который не просто их прочитал, но и исполняет в своей жизни то, что там написано. В древности духовного отца называли «другом души». Он чувствует своё духовное чадо, как близкого человека, независимо от возраста и статуса. Между ними существует мощная связь, приносящая взаимную пользу. Порой прихожане так искренне исповедуют свою жизнь, что и для самого священника это является важным уроком.
Задача руководителя состоит в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит тот факт, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем.Многие наши современники, прочитав древние жития и творения святых отцов первых веков христианства, начинают искать опытных старцев (таких наставников, любое слово которых подлежит безусловному исполнению, как несомненная воля Божия). А поскольку настоящие старцы, способные духовным взором видеть волю Божию в каждом встретившимся им человеке, в наше время исключительно редки, то таких людей начинают придумывать. Именно так появился на свет актуальный в наши дни термин - "младостарчество”.
Младостарчество — порочное и осуждаемое явление в церковной жизни, связанное со злоупотреблением некоторыми священнослужителями пастырской властью, по уставу возложенной на них Церковью. Характеризуется оно стремлением полностью подчинить себе волю или сознание своих прихожан, присвоить себе полномочия, которые не предусмотрены церковными правилами и уставом. Это может выражаться, например, в наложении чрезмерно строгих епитимий (церковных наказаний за провинности), в том числе за действия, которые в нормальной пастырской практике Церкви не предусматривают жёсткой регламентации.
Митрополит Антоний Сурожский писал об этом: "Беда в том, что старцев, даже духовников, нельзя искать, потому что мы можем обойти весь мир и не найти; но опыт подсказывает, что иногда Бог нам посылает нужного человека в нужную минуту хоть на короткий срок. И он тогда вдруг делается для нас тем, чем старцы были в продолжительном отношении”.
Некоторые священнослужители, получившие от Бога в таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Они не помнят о том, что отношения между духовником и духовными чадами, должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, такие пастыри переносят сугубо монашеское понимание беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной, семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (См.: Гал. 5:13).Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который переносит своё несогласие с духовником на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся легкой добычей сектантов.
Некоторые прихожане желают, чтобы священник полностью руководил ими: указывал куда идти, где стоять, что говорить и т.д. Это неразумное рассуждение, потому что духовную жизнь ведёт сам верующий человек, а духовный наставник является лишь проводником. В первую очередь необходимо самому познать себя, читая Священное Писание, руководствуясь духовной литературой.Духовный наставник нужен прежде всего для направления чада в сторону правильных жизненных решений. Это особенно необходимо в наше нестабильное время, когда так мало от нас зависит, и человек всё время колеблется, сомневается, как ему верно поступить. А если у чада к духовнику есть доверие, благоговейное отношение и желание исполнять его благословения, тогда ощутимо упрощается его жизнь, он отбрасывает многое ненужное, и главным образом - ненужные сомнения.
По мнению преподобного Серафима Саровского связь между старцем и его духовным чадом сильнее смерти. Он советовал своим подопечным продолжать открывать ему помыслы даже после его отшествия из этого мира. Незадолго до смерти, он сказал духовным чадам, которых окормлял: «Когда я умру, приходите ко мне на могилку, и чем чаще, тем лучше. Будет у вас что-нибудь на душе, случится с вами что, приходите ко мне, как когда я был жив, поклонитесь до земли и сложите все ваши скорби на мою могилку. Поведайте мне все, и я услышу вас, и все ваши скорби улетят от вас. И как вы беседовали со мной, пока я был жив, так и потом. Ибо я живу и пребуду вовек».Отцы Церкви и великие старцы много писали о том, как полезно христианину иметь в своей жизни духовного руководителя. «Для успеха в духовном послушании, если можешь, если чувствуешь особую нужду, избери себе особенного наставника, сведущего и опытного в этой науке, благословенного на это служение, которого слово сильно жизнью, светло молитвою, охранено от заблуждения смирением. Покори ему свою волю ради Бога - и воля Бога небесного сойдет в тебе на землю и твое простое земное послушание будет достигать до небес, по реченному к истинным и законным наставникам от Дающего пастырей и учителей», - писал святитель Филарет, митрополит Московский
«Если кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковой вскоре заблудит от пути правого», - писал преподобный Антоний Оптинский.
«Если хочешь получить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам по себе, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого... Подвизайся в добрых делах, в милостынях, в посте, молитве, в непрестанном молении, чтобы Бог помог и содействовал тебе» (преподобный Симеон Новый Богослов).«Я не знаю другого падения человека, который поступает самовольно, не спрашивая о своих действиях духовника» (Авва Дорофей).
Святые отцы советовали людям, ещё не нашедшим духовного руководителя, усердно молиться Господу, чтобы Он послал им именно такого священника, который станет хорошим наставником. А определиться в выборе духовного отца – это уже опыт личной духовной жизни, который выражается в искренности покаянии.
Автор: Андреенкова Татьяна