Грех пьянства в православном учении
28 мая 2015, 1 424, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок
Злоупотребление спиртными напитками – это проблема, которая существует в мире с давних пор. Эта губительная страсть разрушает человеческие судьбы, разлучает близких людей, делает чужими родных. Тяжело описать словами тот вред, который приносит этот порок всему человечеству.
Священное Писание предостерегает: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21,34). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни... пьянству, ни... распутству (Рим. 13, 13). Пьянство лишает людей Царства Небесного: ни блудники... ни прелюбодеи... ни пьяницы... - Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). Дела плоти известны; они суть... блуд, ссоры... убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5,19-21).
Преподобный авва Дорофей писал о трех основных страстях, из которых произрастают все остальные пороки. Это славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Но самая сильная страсть, по мнению праведника, это сластолюбие. Тот, кто жаждет славы, тот желает жить в достатке и комфорте, стремится к приятным самоощущениям. Желание жить счастливо согласно православной вере не является грехом. Но счастье возможно лишь при условии, что человек не теряет связи с Богом. В отрыве от Него счастья быть не может, но многие люди находят подмену ему, одним из которых стал алкоголь. Этот суррогат счастья очень популярен в современном мире, но он дарит только кратковременное веселье.
Душа по свое природе христианка, и если она находит радость вдали от Христа, то наступает духовное опустошение, которое требуется чем-то заполнить. Отстраняясь от Господа, человек ощущает внутреннюю пустоту, ища утешения, которые станут заменителями счастья. Но заменитель счастья не может принести радости.
Святые отцы утверждают, что проблема винопития происходит потому, что люди неправильно используют потребность в радости. И желание радости, не находя своей естественной реализации, перерастает в страсть сластолюбия. Человек, подверженный этой страсти, не знает меры ни в чем, он ищет облегчение своему внутреннему дискомфорту и находит его в спиртном. Верный спутник сластолюбия – это невоздержание, эти две страсти исходят одна из другой и неразрывно связаны между собой.
Многие подвижники благочестия писали о том, что самый надежный способ противостоять распространению пьянства - это проводить духовные беседы с молодежью и ограждать их от дурного окружения.
Святитель Тихон Задонский описывал следующие правила:
• Юным не дозволять пить, понеже юные удобно привыкают, и чего в юности научатся, того и через все житие держаться будут.
• Не дозволять с пьяницами и развращенными водиться.
• От злых компаний удаляться.
• Помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать.
• Привыкшим к этой страсти крепко против мучительства ее вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь.
• На память приводить случающиеся в пьянстве беды и сравнение трезвого жития с состоянием пьяного.
• Помышлять, что многие пьяницами во сне умирают, и от сего света на оный переходят без всякого чувства и потому без покаяния.
Чтобы избавиться от страсти пьянства родственникам больного алкоголизмом, как и самому страждущему, следует молиться перед иконой "Неупиваемая Чаша".
Появлению этой иконы предшествовало необычное событие, которое произошло в 1978 году в Тульской губернии. Отставной солдат был одержим пьянством и практически погибал от нее. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищим. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его, и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и отслужить перед ней молебен. Не имея денег, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился, чтобы отдохнуть. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату стало легче, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на палку, крестьянин с трудом дошел до монастыря.
Там он рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли икону, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись "Неупиваемая Чаша"... В лике же ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.
В настоящее время в возрождённом Серпуховском Высоцком монастыре каждое воскресенье по окончании Божественной литургии совершается молебен с акафистом и водоосвящением, за которым поминают имена тех, кто страдает пристрастием к алкоголю и нуждается в благодатной помощи Божией Матери.
Татьяна Андреенкова