Неумолимая статистика
Международными нормами установлен критический уровень – 8 литров чистого спирта на человека в год. Все, что выше этой цифры, – алкоголизм и связанные с ним тяжелые социальные проблемы. Сегодня в Украине, по официальной статистике, мы имеем 12-13 литров на человека в год, по неофициальной – все 20. Пьянство становится болью и трагедией тысяч семей, превращая здоровых, крепких мужчин и женщин в подобие людей.
Алкоголь – один из самых массовых убийц. Ежегодно он уносит жизни 40 тыс. украинцев, становится причиной 8 тысяч отравлений и такого же количества сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, высокий процент детской патологии новорождённых происходит по вине пьющих родителей. Эти печальные данные, к сожалению, имеют тенденцию усугубляться год от года.
В последнее время мы также говорим о том, что алкоголизм молодеет. И это не пустые слова. Если 20 лет назад представить пьющим можно было только беспризорника, то сегодня в бутылку заглядывают вполне благополучные дети. Статистика называет 40% подростков от 14 до 18 лет регулярно выпивающими. Опять же, это официальные данные, по которым, тем не менее, Украина первая в мире по детскому алкоголизму.
Наряду с детским, феноменом нашего времени стал алкоголизм женский. Его истоки и последствия на порядок глубже и разрушительнее, чем мужского. Пьющая женщина – это женщина, потерявшая свое призвание в мире, поступающая наперекор материнским инстинктам, сознательно ставящая под угрозу жизнь потомства. Сегодня в Украине, по данным государственной статистики, на 6 пьющих мужчин приходится 1 женщина.
Мифы об алкоголизме
«Для сугреву»
Этот миф уже давно опровергнут учеными разных стран. Приливающая к коже кровь после приема так называемых горячительных напитков способствует усилению теплоотдачи, таким образом, человек еще быстрее и больше замерзает.
«Непьющим доверять нельзя»
Это чисто русский миф. И дело тут даже не в доверии, а в том, что пьющая компания, как правило, не терпит белых ворон.
«Пиво – не алкоголь»
Еще одно ошибочное мнение. Учитывая невысокий градус спирта в напитке, человеку, зачастую, требуется немалое его количество, чтобы почувствовать желаемый эффект. Но самая большая «пивная проблема» - это то, что его пьют бездумно, даже для утоления жажды. Пиво – прямой трамплин к высокоградусным напиткам, а значит, к алкоголизму.
«Алкоголь расслабляет»
Действительно, в небольших дозах алкоголь дает эффект расслабления. Однако далеко не все способны остановиться на бокале вина. Как результат – похмелье и угнетенное состояние.
«Спирт выводит из организма радиацию»
Этим мифом долгое время «кормили» ликвидаторов аварии на ЧАЭС, однако недавно исследователи установили, что алкоголь на время рассеивает радиоактивные изотопы по организму, однако вскоре, они вновь возвращаются в места концентрации (в основном в щитовидку). Таким образом, радиоактивный фон остается неизменным, но при этом все остальные системы организма подвергаются алкогольному стрессу, а сам человек рискует стать жертвой пьянства.
Святые отцы о пороке пьянства
До сих пор принято считать, что алкоголизм – патология социальная, однако ни корни ее, ни последствия не лежат только лишь в социальной сфере. Они задевают, возможно, даже глубже, сферы психики и духовности. Это значит, что пьяница, потерявший все из-за своего пристрастия, может быть успешно социализирован (возвращен в семью, на работу и т.д.), но его истинные проблемы остаются при этом нерешенными. Человек рискует снова опуститься на дно.
Некоторые исследователи связывают тотальный русский алкоголизм с ослаблением религиозного чувства в начале ХХ века. Исчез страх Божий, исчезли и внутренние рамки человека («Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением и пьянством», – говорит Святитель Иоанн Златоуст, подтверждая научные тезисы прошлого века).
И несмотря на мощную советскую пропаганду против пьянства и алкоголя как такового, именно в период построения коммунизма народ стал заглядывать в стакан чаще чем прежде. Этой же мысли придерживается духовный руководитель программ реабилитации алкозависимых при Даниловом монастыре (Россия) Игумен Иона (Займовский). Он отмечает, что у верующего человека шансов стать алкоголиком меньше. «Таинства дают нам благодать, дополнительные силы в борьбе с любыми немощами. Мы обретаем силы жить по-другому», – говорит он и добавляет, что «пустота на месте духовной жизни заполняется суррогатом». Кроме того, Церковь не отвергает и теорию врожденной предрасположенности (в медицине «генетическая обусловленность»), говоря, что зачатки блуда, пьянства, других пороков и страстей входят в еще нерожденного младенца через его грешащую мать.
Иоанн Златоуст называет пьянство «произвольным беснованием, которое хуже умопомешательства". Василий Великий говорит, что "пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу".
«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного». Эти слова из Притч Царя Соломона точнее всяких медицинских терминов описывают ужасные симптомы пьянства. Следом мудрец говорит о его не менее страшных последствиях: «как змей, оно (прим. ред. вино) укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты». Таким образом, алкоголизм, являющийся следствием порока (страсти), порождает все новые и новые пороки, ввергая человека в пучину греха и бездуховности, что ставит под вопрос наследование человеком Царствия Господня: «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Спасение утопающих – дело рук всех окружающих
Большой опыт работы с алкозависимыми есть практически во всех епархиях РПЦ. Созданы и действуют специальные группы. В них люди находят не только поддержку и понимание таких же как они, но и профессиональную медицинскую помощь, духовное окормление. В их жизни появляется главная точка опоры – Христос. Когда одержимый недугом человек принимает в сердце Господа, его путь к выздоровлению становится светлым и ясным. Подобные группы создаются не только для алкоголиков, но и для так называемых «созависимых» - жен, матерей, детей, страдающих от зависимости близкого человека. Это также огромная проблема, влекущая за собой развал семей и умножение горя.
Опыт обществ анонимных алкоголиков, пришедших к нам с Запада и встретивших откровенное непонимание, показал себя в итоге как действенный и уже успешно применяется многими общественными деятелями и миссионерами в нашей стране. В них человек не остается со своей бедой наедине. Всегда есть равные ему (те, чья ситуация на данный момент такая же), есть те, кто достиг прогресса, и те, кто еще на шаг позади в борьбе с пьянством. Это значит, что человек, во первых, видит перед собой результат тех трудов, которых от него ждут, во вторых, тот путь, который им уже пройден, в третьих, его собственный опыт становится нужным и важным для других (новичков).
Только сейчас, с появлением таких обществ, с растущей ролью Церкви в социальной сфере алкоголизм, как и другие виды зависимости, покидает врачебные кабинеты, становится проблемой меж- или надструктурной. Медицина в этом смысле практически признала, что лекарства могут снять симптомы алкогольного опьянения и отравления, на некоторое время вызвать отвращение к выпивке, но они не способны навсегда убрать тягу к спиртному и решить проблемы человека. Алкоголизм, как рак или диабет, помещает его в группу риска на всю жизнь. А раз невозможно бесконечно сдерживать зависимость медикаментозно, то должен появиться другой сдерживающий фактор, не имеющий побочных эффектов, комфортный для самого человека и его близких. Именно такой фактор находит человек в православных обществах помощи алкозависимым.
Успех таких обществ обусловлен, в первую очередь, тем, что они реализуют наставления святых отцов. Множество святоотеческих текстов, фактически, приводит формулу избавления от греховного пристрастия к выпивке: вера, молитва, пост, смиренье, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн. Православная миссия в деле борьбы с алкоголизацией нации состоит в поиске и искоренении именно духовных причин недуга. Причин, которые разрушают триединство «дух-душа-тело», провоцируют возвышение плотских страстей, заставляя душу служить им. Нарушение упомянутого триединства – это прямой удар по психике человека и его физиологии.
Дорогу осилит идущий
Самый первый шаг на пути борьбы с алкоголизмом (это общее мнение и духовенства и медиков) – признание зависимости. Далеко не каждый способен признаться самому себе в слабости и порочности. Отсюда и нежелание принимать помощь. Человеку не просто сказать: «Я алкоголик». Ему нужно преодолеть гордыню, заглянуть в глаза своему врагу и осознать его скорую победу над собой.
Следует помнить, что алкоголик – человек одержимый страстью, им руководят демонические силы, расставляющие всевозможные препятствия на пути страждущего к покаянию. Отсюда и сопротивление родным, обида и озлобленность на весь мир. Однако даже самый непримиримый человек в этой ситуации инстинктивно ищет духовного покровительства, церковной защиты. Крайне важно для него в этот период заручиться молитвенной помощью пастыря и близких людей.
Второй шаг – полный отказ от спиртного. Это так же непросто, как и признание своего недуга. Ведь довольно часто он связан с окружением, с привычной жизнью, где все пропитано тягой к выпивке. Крайне сложно в борьбе с алкоголизмом удалиться от всего привычного на несколько месяцев или год. Не у всех есть возможность надолго расстаться с семьей и работой. Однако именно это и советуют духовные наставки православных обществ помощи алкозависимым. Монастырские стены, физический труд, выполнение послушаний содействуют оздоровлению души и тела. Кроме того, они заполняют образовавшуюся на месте алкоголя пустоту, открывают человеку новую жизнь, свободную от зависимости, полную радости общения с Богом.
Третий шаг – поддержание трезвости. Человеку, открывшему для себя сокровищницу Церкви Христовой, сделать это намного легче, чем тому, кто полагается только на себя. Игумен Иона (Займовский), имеющий многолетний стаж окормления алкозависимых, уверен, что полное воздержание невозможно без постоянного духовного роста. Потому что со временем то, что ранее останавливало человека от фатального шага, перестает быть таковым, теряет свою силу, авторитет. Но если противовес растет, тянет за собою человека, показывает ему все новые и новые горизонты и возможности, то алкоголь не выдерживает конкуренции, отходит на десятый план.
Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов