Иоанн Златоуст - Вселенский святитель Православия и утешитель душ наших
26 ноября (13 ноября ст.ст.) Православная Церковь чтит память великого светила и одного из Вселенских святителей Православия, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом – Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского ( род.около 347 г.н.э.)
В день памяти Святителя хочется обратить свои помысли и внутренний взор к нему и, среди множества наставлений Иоанна Златоуста, вспомнить слова, сказанные о молитве:
«Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, - более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как поверено тебе, проси Царствия Божия».
Сегодняшние условия жизни современного человека, активный темп жизни, мирская суета часто повергают нас в состояние отчаяния, привносят в наши души ощущение безвыходности, печали и грусти. Святые отцы, в том числе и Иоанн Златоуст учат, что сие есть грех и не подобает истинному христианину предаваться таким чувствам.
В борьбе с этим душевным недугом призвана помочь молитва, обращенная к великому Вселенскому святителю – Иоанну Златоусту.
Также обращаются к святителю о просвещении разума, духовной грамоте и просят благополучия в браке.
«О, святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым -слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым - терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть союз совершенства, и тою, яко силою Божественною вся дарования в души твоей во едино совукупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Иоанн Златоуст родился в семье военачальника в Антиохии. Вскоре после рождения оставшись без отца, первым наставником и учителем стала для него мать, которая приложила множество усилий для воспитания и образования сына.
Будущий архиепископ обучался у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений.
В 386 году святой Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
Ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного литературного наследия, как Иоанн Златоуст, которому принадлежит почти 900 сочинений. С V в. появляются переводы творений Иоанна Златоуста на латынь, затем на восточные языки: сирийский, армянский, грузинский, коптский и арабский, впоследствии на старославянский и древнерусский. Большинство сочинений представляют собой стенографированные и отредактированные им устные проповеди (более 700), иногда тщательно подготовленные, а иногда произнесенные без предварительной подготовки. По тематике они разделяются на несколько групп: догматико-полемические, экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические, автобиографические, на разные случаи. Помимо устных проповедей Иоанну Златоусту принадлежат трактаты догматического, пастырского и нравственно-аскетического содержания, письма и церковные документы - послания, постановления, указы, составленные Иоанном Златоустом во время архиерейского служения.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.
Отошел ко Господу святитель Иоанн Златоуст, причастившись Святых Таин, со словами «Слава Богу за все!» 14 сентября 407 года и был погребен в Команах. В 438 году его нетленные благоухающие мощи были перенесены в Константинополь.
«Просите, и дано будет Вам».
(Матф.7:7)
Автор: Короход Ясмина
Текст подготовлен при помощи материалов: http://uspeniya.cerkov.ru/ и http://pokrov.skynet.net.ua/