СОВРЕМЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЭВТАНАЗИИ
28.09.2016 года по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского Миссионерским Отделом Одесской епархии была организована научно - богословская лекция на тему: «Современное восприятие эвтаназии». Студенты собрались в Национальном университете «Одесская юридическая академия», чтобы послушать о том, есть ли у человека право на смерть. С лекцией выступил д.ю.н., доктор теологии, профессор, член-корреспондент Южного Регионального центра НАПрНУ Украины, зав. кафедры уголовного права НУ «ОЮА» Стрельцов Е. Л.
Лекция началась с определения эвтаназии (легкая смерть) как практики прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.
Евгений Львович подчеркнул сложность данного вопроса, так как здоровые люди не в силах оценить состояние тяжело больного человека.
Лектор рассказал студентам о двух основных видах эвтаназии: пассивной эвтаназии (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активной эвтаназии (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).
Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия. Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п.
Евгений Львович Стрельцов подчеркнул, что для разрешения этого вопроса необходимо рационально подходить к анализу аргументов за и против эвтаназии, а также не идеализировать ее как средство помощи больному человеку.
Сторонники эвтаназии приводят следующие основные аргументы: жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными; осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме; поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.
Такие аргументы следует применимы в пределах практических решений, но неприменимы, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.
Однако имеет ли человек право выбирать, то есть принимать решение относительно жизни, которую даровал ему Господь? В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима. Кроме того, легализация эвтаназии может привести к злоупотреблениям. Сначала умервщлят тяжело больного, потом не найдут лекарства и тоже умервщлят, потом будет лень что-то делать или у больного не окажется денег и прочее. В науке обсуждаются также точки зрения относительно разрешения эвтаназии не только в отношении тяжело больных (физически), но и морально (душевные переживания).
Однако, текущий статус эвтаназии во всем мире различен:
Эвтаназия разрешена.
Пассивная эвтаназия разрешена.
В административных единицах отличаются законы об эвтаназии.
Эвтаназия запрещена.
Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. 1 апреля 2002 года эвтаназия в Нидерландах стала легальной.
Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году -360 пациентам.
В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей.
В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон. В штате Вермонт 13 мая 2013 года принят законопроект, разрешающий эвтаназию. В марте 2012 года губернатор штата Джорджия Натан Дил подписал законопроект, запрещающий эвтаназию. В Калифорнии в октябре 2015 года губернатором Джерри Брауном был подписан закон «О праве на смерть», который разрешает проведение эвтаназии. Таким образом, процедура стала разрешена в 5 штатах.
В Люксембурге разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни.
В Азербайджане запрет эвтаназии закреплён законодательно и по УК Азербайджана эвтаназия «наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового».
В соответствии с ч. 1 ст. 115 УК Украины эвтаназия квалифицируется как убийство (умышленное противоправное лишение жизни другого человека).
Общественно-политическая деятельность, направленная на убеждение общественного мнения в допустимости эвтаназии, то есть удовлетворения просьбы смертельно больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, проводится во многих странах. Сторонники эвтаназии аргументируют свою позицию соображениями гуманности, противники же считают её легализацией содействия в самоубийстве, а также разные криминальные проявления, связанные с лишением жизни. В некоторых странах, как, например, в Австралии, пропаганда эвтаназии влечёт за собой уголовное наказание по статьям «доведение до самоубийства», «содействие в самоубийстве». В некоторых странах (Нидерланды, Бельгия, Канада) эвтаназия разрешена законодательно.
Лекция вызвала интерес среди студентов и модераторов. Отец Олег Мокряк высказал православную точку зрения относительно данного вопроса. Православие не поддерживает эвтаназию, аборты, самоубийства и считает их убийствами. Господь даровал человеку жизнь, Господь посылает человеку испытания (страдания, болезни, боль, неудачи) для очищения его души и тела. Человек не может принимать волевые решения относительно своей жизни.
В Православии для тяжело больных, которые уже не в силах терпеть страдания, существует практика чтения молитвы по исходе души из тела. Таким образом священник помогает человеку прекратить страдания и обрести Вечный покой, однако смерть человека остается в Божьей воле, а не воле человека (который вводит инъекцию яда и прочее).
В окончании лекции пришли к выводу, что человек должен иметь цель в жизни. И только тогда у него не будут возникать мысли об уходе из жизни. Мир так красив, многообразен и прекрасен, что каждый человек может найти занятие, которое приносит ему удовлетворение и пользу окружающим. Главное и переставать дышать, смотреть на этот мир широко раскрытыми глазами искателя и дарителя любви, доброты и тепла.
Репортаж подготовила
Тимофеева Лилия,
аспирант кафедры уголовного права
НУ «ОЮА»