4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, относящийся к разряду двунадесятых. Этот праздник установлен в честь события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский Храм для посвящения Богу.
Это событие не упоминается в канонических Евангелиях, оно известно из более поздних источников: апокрифических греческого «Протоевангелия Иакова» (гл. 7. 2-3) (2-я пол. II в.) и латинского Евангелия псевдо-Матфея (IX в.), которые отражают устное предание. Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский Храм.
Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени Храма и была встречена и благословлена первосвященником - по преданию, Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя.
По особому откровению Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30, 10; Евр. 9, 7) - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при Храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Ее Обручника.
О традиции отмечать событие Введения как отдельный церковный праздник известно уже с IV века. На это указывает, в частности, св. Григорий Нисский. Имеются также упоминания о постройке царицей Еленой соборной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От VIII в. дошли проповеди на день Введения святителей Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских.
Иконография праздника содержит основные типичные черты, которые мало изменились со временем. В центре иконы изображается - Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигурка Пресвятой Девы изображена значительно меньше других фигур, но весь Ее облик - не детский. Этой деталью подчеркивается и настоящее особое избранничество Святой Юницы, и грядущее великое предназначение Божией Матери. Святые праведные Богоотцы изображены или рядом со святой Младеницею, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу иконы, за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.
Чтобы понять богословский смысл праздника, следует обратиться к святоотеческому толкованию и богослужебным текстам.
Замечательный образец Богословия праздника представляет беседа святителя Григория Паламы, в которой торжество обозначено более точно, "Введением Богородицы во Святое Святых", ибо именно со вхождением Ее за священную завесу Иерусалимского храма соединено главное существо события.
Близко к этому стоит и толкование митрополита Филарета (Дроздова). Святитель считает, что "по-видимому частное происшествие" - введение во храм и посвящение Богу трехлетней девы - становится предметом всеобщего торжества Церкви, поскольку являет собой "некий начаток Ее обручения Святому Духу" и "первый залог обручения всего человечества Божеству". Тайна эта еще сокрыта "подобно как цвет в своем семени" и раскроется несколько позже, в пришествии Божественного Мессии. По этой причине для митр. Филарета важнее всего глубинный смысл Введения, а не его внешняя сторона.
А вот еще мысль, принадлежащая св. Григорию Богослову: "Тот, Кто ныне незримо пребывает в Иерусалимском храме и Кому посвящается трехлетняя Дева Мария, Тот же Самый уже созерцает Ее Своей Матерью по человеческому естеству, а Себя Самого - Ее Сыном. Пройдет еще несколько времени, и Невидимый станет видимым, Неописанный - описуемым, Неосязаемый - осязаемым, Безплотный воплотится, Творец всего восприимет в Свое Лицо тварное естество".
Интересно также и то, что говорят о Введении и о весьма юной Пресвятой Богородице Богослужебные тексты: "Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная" (5-й тропарь 3-ей песни канона). И: "Днесь Боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится" (2-я стихира на литии, глас 4-й).
«Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых» (Задостойник, глас 4).
«Чистота и святость, свет и радость - вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Поэтому так радостно, так памятно и значительно торжество сие.
Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий - Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности."Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание..."
Так велик этот день, так единственен и неповторим он - день начала Нового Завета с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.»
Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения, является прообразом будущих христианских монастырей. Именно поэтому многие монастыри и храмы на Руси устраивались в честь праздника Введения. Примером является монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь, известный своими святыми старцами, которые показали пример высочайшего личного духовного подвига.
И в согласии с церковной традицией приснопаминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы наставляет:
«И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос - Первосвященник будущих благ.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.»
Состоялась лекция на темы: «О но ...
В Киеве прошел Крестный ход и с ...
Искренне рады встрече с вами в н ...
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
Догхантеры - диагноз нашего врем ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Христианство и язычество: двухты ...