Крестный ход начался в восемь часов утра от Свято-Успенского кафедрального собора.
Первым на нашем пути было село Дубиново. Мы прибыли туда в 11 часов утра. У церкви Рождества Пресвятой Богородицы нас встретил настоятель – иерей Борис Ярем.
Первый храм в этом селе был освящен в 1716г., второй – в 1765г.
В 1875г. была открыта первая церковноприходская школа.
Церковь, в которую мы приехали, новая. В разговоре с батюшкой выясняется, что в марте 2000 года он был назначен настоятелем и получил, как он сказал, «чистый храм», практически не обустроенный. Сейчас храм достроен и оборудован, но постоянно преображается. Вокруг растут молодые ели и березы. Очень красива надвратная колокольня.
Из важнейших событий, происшедших за время служения, отец Борис называет посещение храма иконой Божией Матери «Живоносный Источник» – знаменитой «иконой на камне», а также частицей мощей Святителя Николая. Обо все остальном он говорит коротко – «строим и строим, главное – чтоб Господь укреплял нас, и все будет хорошо».
Храм очень красиво расписан.
Вот отслужен молебен, множество прихожан идет поклониться святыне, затем отец Олег произносит проповедь, где призывает всех нас дорожить храмом Божиим – местом, где люди могут соборно молиться Господу.
Нас приглашают на трапезу. А затем путь продолжается – в Саврань.
Первое упоминание о поселении Саврань относится к 1392 году. Известно, что в XVI веке поселение принадлежало князьям Конецпольским. А крепость Усть-Саврань построена в 1634-1635гг. инженером-фортификатором Гийомом де Бопланом.
Закладка первой церкви в местечке относится к 1746г., освящение - к 1750г. В 1850 г. совершилось освящение новой церкви с колокольней, сторожкой и оградой, где главной святыней была икона Божией Матери "Козельщанская".
27 июня 1892г. был совершен Крестный ход с новой иконой "Всех Скорбящих Радость". Священник с хором певчих проследовал по маршруту от железнодорожной станции Любашевка через с. Большой Бобрик. Там был совершен молебен с водосвятием у колодца. 28 июня Крестный ход прибыл в с. Кричуново, а затем через с. Полянецкое – в Саврань, где был прочитан акафист иконе Божией Матери "Утоли моя печали". 29 июня, в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла, на поклонение святыне прибыло 3000 человек.
В 1896г. была открыта первая школа грамоты для девочек.
Печальной страницей в истории прихода был переход здания храма к обновленцам в 20-е годы ХХ века. Затем церковь закрыли и переоборудовали в клуб. В период оккупации храм был возвращен православным, но по окончании войны отобран вторично. Новую, Покровскую церковь выстроили уже после 1989г. А домовый храм Касперовской иконы Божией Матери, в который приехали мы, открылся после 1946 года. В народе его называют «Вдовий храм», как рассказал нам впоследствии настоятель, протоиерей Олег Романов. Оказывается, после Великой Отечественной войны многие женщины села собрались, чтобы сделать совместное доброе дело в память о своих погибших близких. Одна из них хотела пожертвовать для устройства храма (так как тогда в селе церкви не было) жилой дом постройки 1928-1929г., но, поскольку дарить Церкви что-либо государство в то время не позволяло, продала дом в 1946г. за символическую плату. Здание перестроили, добавились еще пристройки, и сейчас это – красивый домовый храм. До 1989 года он был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потом в Саврани построили новый храм и освятили его как Покровский, а этот был переименован в честь Касперовской иконы Божией Матери.
Отец настоятель произнес проповедь, где говорил о Божией Матери, Которая здесь, на земле, прошла за Сыном Своим путем скорби. – Мы просим у Нее спасения от бед, защиты в житейских нуждах и печалях, – сказал он.
В конце проповеди отец настоятель поблагодарил отца Олега и паломников, оставивших житейские попечения и отправившихся в дальний путь ради того, чтобы помолиться вместе.
Здесь мы были – снова – приглашены на щедрую трапезу в церковном дворе, во время которой нас окропил дождик. Но никто не огорчился, напротив – все были ему рады, ведь лето выдалось очень засушливое.
Третьим пунктом на нашем пути было село Каменное (раньше оно называлось Каменовата). Там – большие каменные карьеры, поэтому село имеет такое название. Нас ждал Крестовоздвиженский храм.
Крестовоздвиженский приход существует с XVIII столетия. Тогда в селе был и второй приход – Троицкий. В 1843г. он был упразднен, и на месте церкви освящена часовня. Первая школа в селе построена в 1884г. В 1886 году в Крестовоздвиженском приходе выстроили новый храм, который был разрушен после Великой Отечественной войны. В 1990г. он был восстановлен и с тех пор действует.
О своем настоятеле, отце Игоре Кучерина, прихожане отзываются так: «Хороший батюшка. Везде успевает. На него никакой обиды нет.»
В проповеди отец Игорь сказал, что первые люди, Адам и Ева, имели душевный покой, общаясь с Богом. Мы, сказал он далее, если придем к святыне с верой, тоже можем ощутить подобную благодать.
Люди, собравшиеся в храме, внимательно слушали своего настоятеля. А народа было очень много, в том числе подростков и совсем маленьких ребятишек.
Многочисленным скоплением народа, хлебом-солью встретило нас и село Песчаное.
В этом селе в 1777г. были устроены два храма – Рождества и Успения Божией Матери. Затем Рождественский приход был упразднен. В 1865г. был разобран старый храм Успения Пресвятой Богородицы, а в 1864г. был освящен вновь выстроенный. В 1896г. была построена деревянная колокольня, а в 1897г. – открыта и освящена школа грамоты для девочек.
Стараниями прихожанина Тимофея Твердохлеба для колокольни храма был изготовлен колокол весом 104 пуда 19 фунтов (711,12 кг) который водрузили на колокольню уже в 1896г. За это г-н Твердохлеб получил от Государя Императора Николая II Высочайшую благодарность.При советской власти храм продолжал действовать, и до мая 1927г. приход не подчинялся обновленцам. После закрытия и уничтожения здания в 1956г. у Федора Капитоновича Антонюка было приобретено здание на 12 сотках – для оборудования в нем молитвенного дома. В 1958г. домовая церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В этой церкви и совершалось вечернее богослужение.
Настоятель храма – старейший священник Одесской епархии, архимандрит Иоанн (Сидоров), в бытность послушником в Киево-Печерской Лавре знал лично одного из наших местночтимых святых, преподобного Кукшу Одесского. Служит у Престола Божия он с 1947 года (а в этом храме – с 1969-го) – застал и времена гонений, когда крестили тайно, на дому, и тайно отпевали умерших. Говорит, что часто приходили крестить детей и партийные работники, которые делали это под большим секретом. Сейчас в храме по будним дням народа немало, а по воскресным – многие идут на рынок, пренебрегая воскресным богослужением.
Сами прихожане говорят о своем батюшке так: «Отец Иоанн – милость Божия.» Я могу подтвердить это, побывав у него на исповеди. От него исходит большая благодать, и он обнаруживает очень глубокое понимание человеческой души, ее проблем и трудностей.
«Твердо держитесь Православия – и спасетесь,» – сказал отец Иоанн в своей проповеди.
После вечерней службы мы отбыли в г. Балту.
Первая церковь в Балте – Михайловская – была освящена в 1730г. Священником тогда был назначен протоиерей Георгий Сулима.
В 1775г. митрополит Иоаким Проэлавский и Ренский освятил Никольскую церковь в местечке Балта и провел хиротонию во священники будущего настоятеля этого храма.
21 октября 1793г. Балта вошла в 4-й благочинный округ, благочинным священником которого был назначен настоятель Свято-Никольской церкви с. Ананьево Филипп Недольский.
В 1815г. во священники в Свято-Никольской церкви г. Балты рукоположен иерей Феодосий Левицкий.
18 декабря 1797г. был издан Высочайший указ Святейшему Синоду об учреждении Михайловской соборной церкви. Она была заложена в 1803г. и освящена в 1816г.
31 августа 1895г. совершилось освящение епископом Пименом нового Успенского собора.
В 1900г. протоиерей Радзиновский (имя не сохранилось) пожертвовал 10000 рублей на строительство собора, гражданин города Николай Краснокутский – 2250 рублей.
В 1908г. было издано определение Святейшего Синода, в котором постановлено, что в г. Балта Подольской епархии в усадьбе странноприимного дома им. священника Феодосия Левицкого, служившего в Свято-Никольском храме и много потрудившегося на благо Церкви, утверждается мужской монастырь (Феодосиевский) с числом братии, каковое обитель в состоянии содержать на свои средства.1923г., при советской власти, произошло закрытие Балтского Феодосиевского монастыря.
В 1942г. он был открыт, и вновь закрыт в 1960г.
В Свято-Успенский собор мы прибыли уже с наступлением темноты.
В эти дни многие православные люди Балты были охвачены скорбью – как раз 31 июля исполнилось девять дней со дня смерти благочинного – всеми любимого отца Василия Фомина. Дата эта, по промыслу Божию, совпала с 26-летием с начала службы батюшки в Церкви и 26-летием его сына.
Прибытие иконы Небесной Заступницы утешает людей. Они подходят к святыне и благоговейно прикладываются к ней, взрослые и дети.
Священники служат литию по новопреставленном протоиерее Василии. Служба окончена, но собор не закрывается почти до полуночи. Почти все участники Крестного хода, несмотря на позднее время, едут на могилу к отцу Василию и возвращаются обратно уже за полночь.
На могиле о. Василия также была отслужена лития, после которой отец Олег произнес проникновенное слово о почившем.
Участникам Крестного хода рассказали о том, что совсем рядом с могилой благочинного погребен пострадавший за веру Христову в годы гонений епископ Гавриил, и единодушно было решено отслужить литию и по этом священномученике.
В пять утра все, даже младшие, уже были на ногах. Погода стояла достаточно прохладная. К шести часам мы погрузились в наш автобус, простились с гостеприимной Балтой и направились в село Пасицелы, где ожидалось историческое событие – освящение часовни в память Св. прп. Серафима Саровского. Ведь наступило первое августа – день памяти этого угодника Божия, одного из самых почитаемых наших святых.
В Пасицелы мы прибыли в семь часов утра. Несмотря на ранний час, наш Крестный ход уже ждали. Во время богослужения народ все подходил и подходил, и на Литургию собралось уже – вместе с нами – не менее ста пятидесяти человек.