Недавно мне довелось присутствовать на психологическом игровом тренинге, который предполагал довольно много общения между участниками группы. Большинство из них были женщины, которых можно отнести к категории современных, успешных, нацеленных на развитие и самопознание представительниц прекрасного пола. Все дамы уже занимали определенное положение в обществе: одни - в бизнесе, другие - в творчестве. По ходу тренинга для них было важно уразуметь, что можно было бы еще предпринять для большей успешности в том же направлении. Ведь именно в этих сферах они надеялись обрести полноту бытия, чувство удовлетворенности и гармоничного взаимодействие с миром.
Одна из женщин призналась, что в семье чувствуют себя по-сиротски одиноко, именно по этому свое назначение, призвание ищет вне ее. Вторая - заметила, что семейные отношения нужно научиться поддерживать с минимальными вложениями, потому как семья - это «инвестиции с большими рисками», и каждая уважающая себя женщина большую часть времени должна посвящать себе.
При выполнении различных заданий женщины блистали эрудицией, были находчивы, обаятельны, раскованы и по-светски любезны. Но лишь только что-то входило в противоречие с их мировоззрением, светский покров мгновенно спадал, дамы так же легко демонстрировали нетерпимость, агрессию и нежелание даже слышать отличную от их точку зрения.
Христианское мировоззрение вызвало особый шквал негодования и даже ярости: зачем свободу, которую так не просто было обрести, ограничивать чем бы то ни было, тем более религиозными догмами вероучения, которому почти 2 тысячи лет.
Многие современные женщины, для которых личная реализация в социуме стоит на первом месте, не могут даже предположить, что священное писание и христианское богословие на нем основанное, дает простое и ясное представление о женском призвании, которое в наши дни актуально не менее, чем во времена первых христиан.
Не думайте, что речь пойдет о возврате назад, к старомодному образу женщины у очага, полностью зависимой от мужчины и не имеющей иного мира, кроме кастрюль. Мы живем в особое время. За последние десятилетия общество претерпело самую настоящую мутацию и положение женщины в нем изменилось: открылись пути, недостижимые доселе, женщины могут получить любое образование и работать в самых различных областях. Безусловно, женщины стали более независимы. В большинстве семейных союзов они выступает в роли равноправных партнеров. В этом партнерстве и мужчина и женщина пытаются искусственно нивелировать свое отличие друг от друга, как будто признание разности не позволит им почувствовать свою равновеликость. В этом кроется одна из причин однополых браков, где однинаковость и партнерство определено изначально. Страх быть порабощенной приводит к желанию женщины быть независимой от мужчины. Отсюда стремление обрести дополнительную опору вне семьи, сделать карьеру, а иногда и перенести центр тяжести из семьи в социум. И все же такая свобода на уровне действий, очевидно, не способна разрешить глубинных проблем женщины. И если внешне она кажется процветающей и независимой, - зачастую это лишь фасад, скрывающий все тяготы ее существования.
Освободившись от превосходства мужчины, женщина, в ущерб своей женственности, взяла на себя мужеподобную роль и тем самым вступила в противоречие со своей природой. Часто за несокрушимой уверенностью в себе скрывается испуганная одинокая женщина. Современный мир так нестабилен из-за того, что женщина больше не знает, кто она; и сегодня особенно остро встает вопрос о ее личности и призвании.
"Разделяй и властвуй" - одна из хитростей лукавого. Он стремится разделить то, что сочетал Бог, чтобы манипулировать людьми, как ему вздумается, и обесплодить замысел Божий. Наше общество болеет всевозможными разлуками и разделениями, и одна из самых тяжких болезней - разделение между мужчиной и женщиной.
Митрополит Антоний Сурожский пишет: «По учению некоторых отцов Церкви, которое, впрочем, совпадает с некоторыми научными исследованиями, первый человек был создан, содержа в себе все возможности и мужского, и женского бытия. То есть он не был гермафродитом в том смысле, что он не был и мужчиной, и женщиной, - он был совокупностью всех тех возможностей, которые потом могли расцвести в полноте и женственности, и мужского состояния. Очень интересно видеть в Библии, что Адам был создан, жил, и в какой-то момент - именно не изначально - Бог привел к нему всех существующих животных, и Адам увидел, что он - единственное существо, которое не имеет себе как бы напарника. Он один, а у всех других существ есть женский и мужской пол. И вдруг Адам осознал себя одиноким. В этот момент Бог сказал (я выражаюсь словами Библии, но, конечно, Бог так не "говорил"): Не хорошо быть человеку одному (Быт 2:18). И Бог, как говорится в наших переводах, навел на человека крепкий сон.
Это выражение не всегда удовлетворительно, вернее, меня не удовлетворяет. Греческий текст употребляет гораздо более интересное выражение; греческий текст нам говорит, что Адам вошел в состояние экстаза, исступления. Вы меня, может быть, спросите, какая разница? Разница громадная; разница вот в чем. Уснуть - это потерять сознание и быть как бы ниже себя самого. Исступление, экстаз - это состояние, когда человек теряет себя, потому что перерастает себя, это состояние восторга по сравнению с состоянием уныния.
И вот в этом состоянии восторга из него как бы рождается Ева. Первая их встреча замечательна. Они встречаются лицом к лицу, Адам смотрит на Еву и говорит: Это плоть от плоти моей, это кость от костей моих, это я - и это она... Еврейский текст в этом смысле гораздо более разителен тем, что там употреблены слова иш и иша, мужская и женская форма того же самого слова. По-русски, когда мы говорим "мужчина" и "женщина", мы употребляем слова очень разные. Да, Адам вдруг осознает, видит, что Ева - это он в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это - она в мужском, и вместе они составляют всечеловека, и это называется встреча.
Если встреча Адама и Евы является ликующим торжеством, завершением творения, в чем же заключается падение? Каким образом они вдруг оказались врозь? Человек, вместо того чтобы искать понимания всего созданного в Боге, в Божественном разуме, в Его мудрости, сделал попытку познать сотворенный мир как бы изнутри, погрузившись в него, но в момент, когда человек потерял Бога, потерял полное с Ним общение, он уже потерял свою цельность. И тогда очень ясно, что Адам и Ева, которые предстали друг перед другом как он и она, посмотрели друг на друга и увидели не единство свое, а различие, которое между ними существует. В Ветхом Завете это обозначено тем, что после грехопадения они друг на друга посмотрели и устыдились своей наготы. Наготы своей можно устыдиться, только если чужие глаза на тебя смотрят. Когда ты один, ты не стыдишься своей наготы. А здесь вдруг случилось что-то очень страшное. Вместо того чтобы видеть друг друга в полной славе, они вдруг увидели друг в друге - другого, чужого, иного, и их двоица разбилась.
В этом заключается страшное начало того, что происходит тысячелетиями: того, что создало и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и в Церкви, и в секулярном, безбожном обществе те странные, уродливые порой отношения, которые существуют между мужчинами и женщинами. Я говорю сейчас не о половых отношениях, я говорю о том, что опять-таки выражено в Ветхом Завете: мужчина вдруг берет над женщиной власть. Он владеет силой, а женщина к нему льнет, потому что она без него не может; и с другой стороны, она завоевывает у него авторитет лаской, убеждением. И взаимное отношение, которое могло бы быть отдачей себя самого другому без оглядки, быть ликующей любовью, делается, с одной стороны, обладанием, а с другой - защитой или иным способом властвования. Мы это видим особенно в рассказе о женщине, которая погубила Самсона, которая взяла над ним власть, лишила его призвания для того, чтобы привязать его к себе».