Думаю, редкий человек не знает потёртой временем фразы: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Хотя возможно не каждый осознаёт суть этих слов. Люди и животные - все создания Божии. Что же нас отличает?
Главным преимуществом наши является то, что мы наделены Духом Божиим, а они нет. Но мы подпали первородному греху, а они - нет, во всяком случае, не непосредственно. Проклята земля за тебя (Быт 3:17), - было сказано Адаму, а животные сотворены из земли (Быт 1:24-25; 2:19), и проклятие земли легло на них тяжким бременем - по вине человека.
И конечно главное отличие, как следствие двух первых; мы спасены Крестной жертвой Господа Иисуса Христа, а они - нет.
По рождению Адаму было велено дать имена всякой твари, и заповедано влаждычествовать над ними (Быт 1:26, 28; 2:19). Дать имена в системе древнесимитских представлений означало владычество, а власть понималась как забота и ответственность. Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),- говорит Апостол.
В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: "Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь" (Ис. 65, 25).
Старинная русская поговорка гласит: "Блажен, иже и скоты милует". Основой она имеет слова Св. Писания: "Праведник милует души скотов своих" (Пр. 12, 10). Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу.
Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными - с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых.
Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце. Он относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди "близких друзей" старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки). Потому не стоит высокомерно возноситься над созданиями Творца, только потому, что Он поставил нас над ними. И ещё, человек, лишённый жалости к животным никогда не сможет проявлять истинной жалости к людям. Св. Иоанн Кронштадский говорил: "Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением на людей". Пусть даже невозможно спасти всех бездомных жучек и мурок, можно постараться, хотя бы не обидеть при встрече зверушку. Хотя, не редки бывают случаи, когда люди впадают в другую крайность, очеловечивая животных, превращая их в объект для поклонения.
От них иногда ожидают, требуют того, на что они в прицыпе не способны. Порой, хваля не по заслугам, либо наказывая без вины.
И жизнь верующих людей, также не обходиться без курьёзов: прибегает к духовнику взволнованная женщина и спрашивает: "Батюшка, у моего кота сегодня годовщина, как его поминать?!" Батюшка начал серьезно женщину успокаивать, говорить что ни 9 дней, ни 40, ни иную годовщину кота как-то отмечать не надо. Поминать и свечи ставить за упокой - тоже, и стал говорить, что у Бога милости много, и для ее котика тоже хватит. И другими словами женщину успокаивал, наконец она поверила и спокойная ушла. В этом случае не нужно конечно порицать, или того хуже осуждать неведающего. Нужно постараться найти в себе силы и спокойно вразумить, не насмехаясь над сердобольностью человека.
У животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. Конечно, подобное суждение не умаляет достоинств тварей Божьих - преданности и любви к людям; в ответ на их любовь и достойное отношение.
Из выше сказанного возникает вопрос: можно ли молиться за зверей?
Вот как на вопрос отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:"Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что "животные находятся под охраной Творца" Священное Писание говорит: "Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко" Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др. Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них мы можем. Однако наше внимание к животным, попечение о них не должны ни на минуту отвлекать наше нравственное сознание от главнейшей заповеди: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22:39). Бывает, что человек раздражается на людей, причиняет им обиды, а со своей собакой или кошкой всегда обращается ласково.
Это говорит о ложном устроении духовно-нравственной жизни. "Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама". (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. (Беседа 26.1).
А за живых животных, если они болеют, например, принято молиться свв. мчч. Флору и Лавру. Когда они жили на земле, то были известны тем, что своей молитвой исцеляли болящих животных".
Молитва свв. мчч. Флору и Лавру
Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.