В течение всей жизни у нас возникает множество желаний. Многие из них имеют для нас очень важное значение, но мы не знаем, как их осуществить. Поэтому часто обращаемся к Богу. Например: «Менять или не менять работу – есть ли в этом воля Божия?» или «Выходить или не выходить замуж – есть ли в этом Промысел Божий?». Отсутствие ответа – прежде всего от Бога – вызывает у нас мучительные переживания. Как это преодолеть?
Прежде всего, надо отметить, что Промысел Божий состоит в спасении человека, то есть в приближении нас к Богу. А что это для нас, прежде всего, в области чувств? Ответ на этот вопрос дает известный текст: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»(1Ин.4,7,8).
Итак, приближение к Богу означает наполнение нашей души, нашей жизни любовью. Наша жизнь только в том случае соотносится с Промыслом Божиим, если в нашем сердце есть любовь. Например, если замужество не приведет к возрастанию любви, то в данном случае и вопрос о Промысле Божием останется без ответа. Наполненность же нашей жизни любовью соотносит, соединяет нас с Промыслом Божиим, развивая при этом нас в любви и человечности.
Бог все изначально Предвидит и знает всю историю сразу от начала и до конца. Бог, зная путь каждого человека в истории, лишь не препятствует ему осуществлять свой свободный выбор.
По Великой Своей Благости, Бог, при всяком выборе человека, стремится привести его ко спасению. Человек, делая свой выбор в направлении Божиего Промысла о себе и мире, есть "руки" Бога на земле, и, поэтому Бог, Предузнав его, им же Предопределяет Свой Промысел конкретно по отношению к этому человеку и миру вокруг него. Т.е. Бог, как-бы, всегда хочет предложить человеку сделать следующий шаг в Промыслительном "потоке" и желает, чтобы выбор человека был не случайным, но осознанным, а еще лучше максимально согласованным со своей человеческой позицией по отношению к Богу. Также выбор человека не должен его тяготить, а должен делаться с радостью, пусть даже, если это будут ожидаемые страдания, но во Славу Божию. Чем больше человек близок к Богу, тем дальше его жизнь можно "прогнозировать" (использовать) по отношению к участию его в Божием Промысле, и значит ставить ему такие цели и задачи, которые он сможет с максимальной пользой для Промысла выполнить. Человек же "шатающийся" и неуверенный в своей вере менее далеко "прогнозируем" (используем) на своем пути в Божием Промысле. Получается так, что Богу, для реализации Своего Промысла по максимальному спасению всех людей, всегда "проще" с теми, кто желает, как можно чаще и сознательно слышать и исполнять Волю Бога, чем с теми, кто время от времени соработает Ему. Наиболее "прогнозируемы" (используемы) всегда были святые люди. Иисус Христос, Один исполнил весь Божий Промысел от начала и до конца и восходил на Небо "вертикально". Мы же каждый, отдающий себя в руки Божии, восходим на Небо по "ломанной", путем подъемов и падений и снова подъемов... Люди, Богу не верящие, живут по законам случая, благодаря чему подвластны сатане, и являются его "пищей". В этом и заключен признак конца времен, т.к. много людей, прельщаясь самими собой, не желают слышать и исполнять Волю Бога, и значит Его Благой Промысел по спасению их же.
О Предведении и Предопределении Божием.
В своем творении «Точное изложение православной веры» св. Иоанн Дамаскин о Предведении и Предопределении Божием пишет так:
«Должно знать, что Бог всё наперед знает, но не всё предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что — в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою. Поэтому Предопределение есть дело божественного повеления, соединенного с Предведением. Но по причине Предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти. Ибо по Предведению Своему Бог уже предрешил всё, сообразно со Своею благостью и правосудием» (книга 2, гл. 30) .
Предведение — не связывает нашей воли и зависит от нас. Господь предвидит то, как себя поведут те или иные человеки. Но, предвидя, не отнимает этим свободы их воли. Оно — по премудрости Божией.
«Как зеркало, отражающее красивого и безобразного, не делает их такими, так и Божие Предведение, в котором один является предопределенным в рай, а другой — осужденным на муки, (на самом деле) ни первого не влечет ко спасению, ни второго на муки. «Предведение Божие, говорят богословы, только созерцательно, а не деятельно». Это значит, что ты спасаешься или осуждаешься не потому, что Бог предвидит твое спасение или осуждение, а потому, — что добрыми своими делами, содействуя благодати Божией, ты должен спастись, и Бог предвидит твое спасение; или потому, что злыми своими делами, избегая благодати Божией, ты должен быть наказан, и Бог предвидит твои муки.
Таким образом, Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен был предать Христа. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик:
«Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события — причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего — Предведение; не Христос — виновник предательства Иуды, а предательство — причина Господнего Предведения». Если ты будешь жить богоугодно, — спасешься, а если развращенно, — погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух — несомненно, но не определено наперед». (Проповеди свт. Илии Минятия, «Слово в неделю 1-ю Великого поста»).
Предопределение лежит вне человеческой воли: и зависит и не зависит от нее. По божественному Своему Предведению Господь знает те помышления, слова и дела, которые, по причине свободного произволения, в нашей власти и зависят от нас. Исходя из этого, — предопределяет, что должно случиться с нами, независимо от нашей воли. Вот как об этом говорит преп. Максим Исповедник в своем житии:
«Епископ Феодосий обратился к нему со словами:
— Как поживаешь, господин, авва Максим?
Он отвечал:
— Так, как Господь от века предузнал и предопределил обстоятельства моей жизни, сохраняемой Его Промыслом.
Феодосий возразил на это:
— Как так? Разве Бог от века предузнал и предопределил деяния каждого из нас?
Святой отвечал:
— Бог предузнал наши помышления, слова и деяния, которые зависят от нашей воли; предуставил же и предопределил то, что должно случиться с нами, но это находится уже не в нашей, а в Его Божественной воле.
Епископ Феодосий спросил:
— Что же находится в нашей власти и что не в нашей… Воистину, я не знаю этого, и хочу уразуметь, какое различие между тем, что состоит в нашей власти и что не состоит и как одно относится к Божественному Предведению, а другое к Предопределению?
Преподобный Максим ответил:
—Все наши добрые и дурные дела зависят от нашего произволения; не в нашей же власти — наказания и бедствия, случающиеся с нами, а равно и противоположное им. В самом деле, мы не имеем власти над изнуряющею нас болезнью, или над здоровьем, но только над теми условиями, которые причиняют болезнь, или сохраняют здоровье. При этом как причиною болезни служит невоздержание, а воздержание служит условием доброго здоровья, — так и соблюдение заповедей Божиих служит условием достижения Царства Небесного, а несоблюдение их — причиною ввержения в геенну огненную». (Житие преп. Максима Исповедника).
«Воля Божия и произволение человеческое образуют Предопределение. Бог хочет: и если хочет и человек, то он уже предопределен…
Так теперь, когда ты живешь, Бог предопределяет тебя в рай. Завтра ты согрешишь, и Бог определит тебя на мучения. Опять раскаешься — опять предопределен (на спасение). Как ты изменяешь свою жизнь, так и Бог решение. Божий суд сообразуется с нашим произволением, — и сообразуется с нашим расположением…
«Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением: каково наше внутреннее состояние, то же и Он воздает нам от Себя». Таким образом Предведение и определение Божие не препятствует ни Богу в желании спасти тебя, ни тебе — в свободе спастись…
Бог изменяет решение сообразно тому, как человек переменяет характер? Бог решил спасти праведных и наказать грешных. Ты праведен? Смотри не пади, ибо определение о твоем спасении превращается в определение о твоем наказании. Если ты грешен, постарайся раскаяться и тогда решение о твоем наказании превратится в решение о твоем спасении. «Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением: каковы наши внутренние чувства, то же самое и Он воздает нам от себя». Поэтому тебя не касается, что Бог решил о тебе, или что предвидит Бог; это ни полезно, ни вредно. Ты хочешь знать, что такое Предопределение? Это — благодать Божия и человеческая воля вместе. Бог хочет, ибо Он — человеколюбив; если хочет и человек, — ибо он свободен, — то человек предопределен». ( Проповеди свт. Илии Минятия, там же).
Предведение можно образно сравнить с предведением врача о больном, который видит по состоянию его здоровья дальнейший ход болезни. Господь знал, что императора Николая II и его семью убьют, но не спрятал их, хотя для Него это не представляет трудности. Господь знал, что так лучше и для Царя, и для русского народа.
Суть не в том, чтобы человек живой остался, а чтобы не умер без покаяния. Смерть сама по себе не есть зло — зло есть смерть во грехах (св. Златоуст) . Воины шли на войну за веру, царя и отечество и, погибая в битве, шли в Царство Небесное.
И когда весы перевешивают в сторону зла, когда человека уже невозможно переделать ничем, то Бог такое и попускает: или царя нечестивого, или цареубийство. Не Петр I виноват в одном из поворотов русской истории, а все виноваты: интеллигенция к западному ко всему стала склоняться, народ к обрядоверию — духа нет, одна оболочка; или когда у царя такое окружение, что невозможно управлять, невозможно ничего сделать для спасения Отечества (как у царя Николая II ). Вот как об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов в первой половине 19-го столетия: «Какое христианское образование найдем в России?.. В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, — от чего родились расколы:— недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных.
Этот же недостаток в обществе образованном… Вы находите в нём по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской… В человеке, который хвалится своим разумом — две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие!» (Письмо 528).
Каждый поступок каждого человека влияет на судьбу всего мира. И если больше добрых, праведных, то и политика и обстановка в мире меняется на лучшее. Если больше в мире злых, то демоны имеют больше возможности проводить в мир свою бесовскую волю, потому и отвратить зло бывает невозможным. Судьбы предопределения Божия направлены для спасения людей. Но наше спасение зависит от нас — от нашего произволения.
«Воля Божия есть одно только крыло; необходимо и другое крыло, наша воля, чтобы взлететь на небеса. Воля Божия и воля человеческая образуют Предопределение…
«Благодать, говорит божественный Златоуст, хотя она и Благодать, но спасает лишь желающих». Спасение должно быть делом нашим и Божиим…
Однажды какой-то нехороший человек пришел к Апполону Дельфийскому с воробьем в руках, покрытым одеждою, и просил, чтобы ему ответили: жив ли воробей или бездыханен? Этот человек был очень хитер, и если бы прорицатель сказал ему, что бездыханен, он намерен был показать живого воробья, а если скажет, что он жив, задушить его и показать, что он мертв; так он хотел обмануть оракула. Но его хитрость была узнана и он получил такой ответ: «от тебя зависит это решить: то, что ты держишь, показать, мертвым или живым».
Ты, о христианин, спрашиваешь: твоей душе предстоит вечная жизнь или вечная смерть? «От тебя зависит это решить». Предопределение о тебе зависит от воли Божией и от твоей. Бог хочет: если хочешь и ты, то ты предопределен для вечной жизни» ( Проповеди свт. Илии Минятия там же).
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
Догхантеры - диагноз нашего врем ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Христианство и язычество: двухты ...
Миссионерское Обозрение 10.02.24 ...
В помощь новоначальному: как выб ...
Христианство и язычество: двухты ...