Каждому знакомо жгучее чувство внутренней подавленности, которое, в свою очередь, может порождать апатию и ощущение безысходности. Отличительной чертой погрузившегося в уныние человека является отсутствие всякой надежды. Подобные депрессивные состояния, если с ними не бороться, несут большую угрозу для душевного здоровья и приводят к отчаянным поступкам.
Святой Иоанн Лествичник в своей книге «Лествица» раскрывает суть уныния, его истоки и методы борьбы, приводя читателю следующий диалог: «Скажи нам, страсть нерадивая и расслабленная, кто есть зле родивший тебя? Какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? И кто убийца твой?» — «Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие, — перемены местопребывания, пренебрежение заповедей отца духовного, непамятование о последнем Суде, а иногда и оставление монашеского обета. Противники мои, которые вяжут меня, суть — псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ».
Уныние – тяжкий смертный грех, в котором кроется недоверие к Богу и Его Промыслу. Человек в своей независимости настолько привык доверять исключительно себе, что беспечно ныряет в бурю житейского моря, думая, что держит весь мир в своих руках. Народная мудрость гласит, что мы предполагаем, а Бог располагает. Когда в жизни человека происходит незапланированный сбой, придуманный им мир может разбиться, как хрустальный шар. В таком случае, не имея прочной основы и крепкого духа, человек обнажает всю свою слабость. Он становится лёгкой добычей для страстей и, опуская руки, может дойти до крайнего отчаяния. Люди забыли о том, что ни один волос с их головы не упадёт без воли Божией. На вопрос, кто может спастись, Господь отвечает: Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу (Мк. 10:27).
Отчаяние является крайней степенью уныния, которое способно загнать человека в тупик, вплоть до страшнейшего греха самоубийства. Вот что об этом говорил преподобный Иоанн Карпафский: «Отчаяться бедственнее, чем согрешать. Иуда-предатель был малодушен и не искусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю. Петр же – сей камень твердый, подвергшись страшному падению, как искусный в брани, не упал духом и не отчаялся в крайней скорби своей, но, вскочив, излил горчайшие слезы от сердца сокрушенного и смиренного; и супостат наш, видя сие, как сильнейшим пламенем палимый в лицо, тотчас отскочил и убежал далеко, лютые испуская вопли». Также будут уместны слова преподобного Нила Синайского, который утверждал, что согрешить – это дело человеческое, а отчаяться - сатанинское и губительное, так как сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться.
Для того, чтобы противостоять вражеским наветам, человеку нужно воспитывать в себе силу воли, мужество и никого не бояться, кроме Самого Бога. В моменты надвигающейся тоски святые отцы советуют проявлять терпеливость и смирение, несмотря на недостаток охоты, принуждать себя к делу и доводить начатую работу до конца. Нужно учиться доверять Богу, молиться разумно и усиленно, искренне желать спасения, а не тонуть в своём саможалении. "Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся" (2 Кор. 4:8). Конечно, с унынием лучше бороться, когда оно ещё полностью не захватило нас. Для этого свою жизнь необходимо проводить со вниманием, прислушиваться к внутренним движениям души, ведь всегда легче предупредить болезнь, чем лечить её.
Среди людей, особенно невоцерковлённых, чаще можно услышать слово "депрессия", нежели уныние, хотя эти состояния весьма схожи по своим симптомам. Большая медицинская энциклопедия даёт следующее определение этому недугу: «Депрессия (от лат. Deprimere – давить) – угнетение, симптомокомплекс, характеризующийся подавленным, тоскливым настроением, замедлением движений и затруднением мышления. Эпизодически встречается почти при всех психических заболеваниях». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отождествляет депрессию с эпидемией. И в развитых, и в бедных странах люди страдают этой болезнью. Уже сейчас она является первой причиной неявки на работу и менее чем через десять лет, по прогнозам ВОЗ, выйдет на первое место в мире среди всех существующих заболеваний.
Человеческая душа кричит о помощи, а мы не хотим её слышать. Нередко, заглушая ноющую тоску в «весёлой» компании алкоголем и праздными разговорами, люди ожидают получить облегчение, но эти дешёвые уловки не дают долгосрочного эффекта, а лишь обостряют боль и увеличивают пропасть между Богом и человеком. Чтобы Дух Святой поселился внутри, а с ним и душевный мир, нужно освободиться от грязи, очистив душу искренним покаянием.
Православная Церковь обладает великой благодатью, в Таинстве Причастия человеку дана возможность Богообщения, душевного обновления и преображения всей жизни. Мы, по своей греховной природе, недостойны принимать Тело и Кровь Христовы, но Господь по большой отеческой любви, ради нашего спасения соединяется с нами в Таинстве Евхаристии. Случается, что верующего человека так сильно охватит грех уныния и отчаяния, что тот уже не стремится к покаянию и не дерзает приступать к Причастию, считая себя окончательно потерянным для Жизни Вечной, но в такие моменты враг особенно действенный. Нельзя отворачиваться от Бога, где нет Духа Божьего – присутствует иной дух. Преподобный Ефрем Сирин напоминает: «Пусть никто не говорит: «Много я нагрешил, нет мне прощения». Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришёл на землю ради страдающих и сказал: «...бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10) и ещё: «Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32).
Не будем же поддаваться опасному унынию, а лучше принесём свои горести и страхи Отцу Небесному, Который Сына Своего Единородного не пожалел в борьбе за нас, так безмерна Его любовь к человечеству. Неужели Он оставит нас наедине с нашей бедой? Нет, только обратимся к Нему с искренней верой и упованием. Тогда боль наша в радость превратится.
Алина Бортняк
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов