Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше.
Первые упоминания о соблюдении Рождественского поста приходятся на IV в. Поначалу не было установлено определенное количество дней этого поста. Современный порядок установился только в 1166 году на Константинопольском соборе, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Значение Рождественского поста заключается в благодарственной жертве за собранные плоды и приготовлении к единению с родившимся Спасителем. Символически Рождественский пост указывает на состояние мира до пришествия Спасителя.
Рождественский пост – время духовного обновления, единения с Богом и приготовления к празднованию Рождества Христова.
Рождественский пост называют иногда крупяным. На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. д. Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречки и других круп.
Понедельник, среда и пятница Рождественского поста – дни, в которые уставом запрещаются рыба, вино и елей, а также разрешено принимать пищу без масла только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Не следует забывать, что отказ от некоторых видов пищи не является главной целью поста. Главная его задача состоит в том, чтобы духовно укрепить человека. Телесное очищение должно сочетаться с душевным. Разумное воздержание от пищи в пост полезно для организма. Церковь разрешает не поститься больным, пожилым и тем, кто не питался регулярно в течение года (например, малоимущие семьи). Но лучше всего получить разрешение у священника, а если есть какие-нибудь проблемы со здоровьем, то необходима и консультация врача.
Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно строго. Они портят свое здоровье или от голода становятся нетерпеливы и раздражительны — пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, постепенно.
Постная кухня не только полезна, но и чрезвычайно вкусна. Ниже приведены популярные рецепты постной православной кухни.
Капустный суп с томатной пастой
2-3 картофелины, 1-2 головки репчатого лука, 1 морковь, 400 г белокочанной капусты, две ложки томатной пасты, 3 лавровых листа.
Нарезать картофель кубиками, тщательно помыв его щеткой и вырезав глазки. Лук мелко нашинковать, морковь нарезать тонкими кружочками. Капусту мелко нашинковать. При полуготовности картофеля бросить в кипяток капусту одновременно с морковью и томатной пастой. Лавровый лист вводится за 3-4 мин. до готовности супа. Разлить по тарелкам и густо посыпать зеленью.
Отварная фасоль по-монастырски
Цветную фасоль перебрать, хорошо промыть, ошпарить крутым кипятком, залить небольшим количеством теплой воды, чтобы фасоль только была покрыта ею, и варить до мягкости зерен. Затем по вкусу посолить, добавить мелко нарезанный репчатый лук. Варить еще около получаса, затем добавить рубленую зелень петрушки и укропа. Подать отварную фасоль горячей или холодной вместе с оставшимся отваром.
Картофельные галушки
5 крупных клубней картофеля, 2 ст. ложки пшеничной муки, 2 луковицы, красный молотый перец по вкусу.
Две картофелины отварить на пару, после чего осторожно снять кожицу. Размять с пшеничной мукой и обжаренным луком. Лук очень мелко нашинковать и добавить в размятый картофель. Присыпать красным перцем. Три остальные картофелины натереть на мелкой терке и вмешать в приготовленное тесто. Все тщательно растереть до получения эластичной массы, затем десертной ложкой отделять удлиненной формы галушки и опускать их в крутой кипяток или овощной бульон. Вынуть галушки шумовкой и аккуратно переложить в блюдо. Окропить подсолнечным маслом и украсить зеленью.
Картофель печеный, фаршированный гречневой кашей с луком
Картофель испечь, очистить, срезать верхушки, сделать выемки такой глубины, чтобы стенки могли удержать фарш. Сварить гречневую кашу: крупу высыпать в кастрюлю (она должна занять половину объема), положить масло, соль, залить кипятком (чтобы крупа была покрыта) и поставить кастрюлю в духовку на сковороду с кипятком (по мере выкипания его нужно будет пополнять). В готовую кашу положить шинкованный жареный лук, перемешать и начинить картофель. Обильно побрызгать его маслом и прогреть в духовке. Оставшиеся кашу и картофель смешать с маслом, рукой скатать шарики, обвалять их в муке и подрумянить в масле. Картофель выложить на блюдо, вокруг расположить шарики. Подать с маслом.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов