Крестное знамение и молитва сопровождаются поклонами, которые означают наше смирение, сознание своей греховности и воздаяние чести величию Божию. По разъяснению св. Василия Великого, когда мы кланяемся, то признаем свое грехопадение, а когда восстаем, то этим исповедуем восстание духовное, спасение во Христе.
Крестным знамением изображается символ любви христианской. Осеняясь сим знамением, мы выражаем и высоту и глубину, и долготу и ширину любви Божией к нам, и нашу любовь к Богу (Еф. 3; 18).
Поклоны бывают поясные, когда мы, не преклоняя колен, сгибаемся в пояснице так, чтобы кончиками пальцев коснуться земли, и поклоны земные, когда мы всем телом опускаемся на землю так, чтобы лбом преклониться до земли.
Правила о поклонах и о крестном знамении
Крестное знамение следует творить: в начале и при окончании чтения Священного Писания; в начале чтения или пения стихиры, тропаря или псалма; при словах «аллилуиа». В середине шестопсалмия; при чтении и пении Символа веры - при словах: «Верую», «И во Единаго Господа Иисуса Христа», «И в Духа Святаго»; на отпусте при словах «Христос, истинный Бог наш», «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», при поминовении празднуемых святых и на диаконском прошении «Спаси, Боже».
Креститься без поклонов следует:
1. В середине шестопсалмия на "Аллилуйа" три раза.
2. В начале "Верую".
3. На отпусте: "Христос - истинный Бог наш ...".
4. В начале чтения Евангелия, апостола и паремий.
Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.
2. При каждом прошении ектений.
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице.
4. При возгласах: "Приимите, ядите ...", "Пиите от нея вси ..." и "Твоя от Твоих ...", "Святая Святым".
5. При словах "Честнейшую ...".
6. При каждом слове: "Поклонимся", "Поклонение", "Припадем".
7. Во время слов: "Аллилуйа ...", "Святый Боже ..." и "Приидите, поклонимся ..." и при возгласе "Слава Тебе, Христе Боже ...", перед отпустом - по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектений по 3 поклона, после двух остальных - по одному.
Креститься с земным поклоном:
1. Во время поста при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. Во время поста после каждого припева к песне Богородицы "Тя величаем".
3. В начале пения "Достойно и праведно ...".
4. После "Тебе поем".
5. После "Достойно".
6. При возгласе "И сподоби нас, Владыко ...".
7. При выносе Святых Даров при словах "Со страхом Божиим ..." и второй раз - при словах: "Всегда, ныне и присно ...".
8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении "Пресвятая Владычице", на каждом стихе; при пении "Богородица Дево, радуйся" и проч. на великопостной вечерни - три поклона.
9. В пост при молитве "Господи и Владыко живота моего ...".
10. В пост при заключительном пении "Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем" - всего 3 земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения:
1. При словах: "Мир всем".
2. "Благословение Господне на вас ...".
3. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа ...".
4. "И да будут милости Великого Бога ...".
5. При словах диакона: "И во веки веков" (после "Яко свят еси, Боже наш ...").
Креститься не положено:
1. Во время чтения или пения псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.
Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения.
Святые отцы о крестном знамении.
Преподобный Ефрем Сирин:
«Ознаменуем Животворящий Крест и на дверях, и на челе, и на всем теле своем и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, этим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных».
«Всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к духу твоему. Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен»
Святитель Григорий Богослов:
«Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу Креста, все дело нашего спасения, и погасишь свою ярость и все прочие страсти и станешь милосерден».
Святитель Андрей Критский:
«Крест Господень – наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды».
Преподобный Феодор Студит:
«Крест Христов гордого и высокомерного смиряет, беспечного и нерадивого в сердце своем возбуждает, рассеянного подчиняет игу своего учения, жестоковыйного и свирепого укрощает, изменяет всякого, кто только приходит к нему с твердым намерением исправить свою жизнь»
Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Для христиан Крест - величайшая слава и сила, ибо вся наша сила - в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша-в смирении Бога».
Святитель Иоанн Златоуст:
«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу. Если ты изобразишь на себе Крест с великой верой, не сможет приблизиться к тебе ни один из нечистых духов, видя тот меч, от которого получил смертельную рану».
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов