Чем опасны лесть и похвала?
Порой хочется сказать человеку что-то хорошее, приятное, согревающее душу и сердце. И пусть не всегда слова соответствуют действительности, главное, чтобы они тешили слух. И тогда простое желание сделать ближнему добро может превратиться в человекоугодие. Похвала может принести как позитивное действие на человека, так и негативное, вызвав гордость и заносчивость. Но во многих случаях люди специально используют для достижения своих целей мощное и испробованное веками оружие – лесть.
Льстец значительно преувеличивает позитивные качества человека или придумывает таковые. Определить границу между лестью и просто комплиментом, элементарной вежливостью весьма сложно. Лесть – это красивая ложь, вводящая ум в расслабленное состояние. Рассудительный человек воспринимает лесть в свой адрес критически, понимая все же, кто он есть на самом деле. Но тщеславному человеку льстец может нанести тяжелый духовный вред, введя его в состояние прелести.
Порой мы словно купаемся в атмосфере лести, где все стараются похвалить друг друга, но нет в этом искренности. Некоторые льстят другим в надежде на покровительство, хорошее отношение выгоду и т.д. Это тяжелое и неблагодарное дело. Человек, живущей лестью, а не собственной работой занимает весьма нестабильное положение. Да и сама лесть сродни наркотику: возрастающие дозы лести приводят к всё менее желаемому эффекту. Ведь окружающие за словами хотят видеть и поступки.
Льстить кому-либо в надежде на покровительство, благосклонность или услуги в будущем – это весьма распространённая практика в нашем мире. Льстец давит на сокровенные и слабые места человеческой души, обостряя тщеславие того, на кого направлены стрелы его похвалы. Льстецы, как правило, опытные манипуляторы, которые используют человеческие слабости для достижения своих целей. Многие даже не подозревают о том, что им льстят, принимая лживые похвалы за чистую монету. Льстецы принимаются говорить то, что каждый хочет услышать в свой адрес, тем самым помогая самовозвыситься. Но рано или поздно у «жертвы» лести наступает период прозрения. И тогда человек понимает, что его дурачили и использовали в корыстных целях. В таком случае милость к льстецу резко сменяется на гнев, и все потраченные усилия проходят впустую. Эти силы и время человек мог бы потратить на саморазвитие, которое помогло бы ему более эффективно достичь желаемых целей, нежели лесть.
Некоторые люди настолько увлекаются лестью, что перестают замечать за собой этот порок, принимая его за норму. Где находится та разумная грань, за которую нельзя выходить при общении с ближними? Очень полезный совет в этом случае дает Исаак Сирианин : « Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Целуй его руки и ноги, обнимай их часто с великой честью. Возлагай их на глаза себе и хвали его даже за то, чего он не имеет.
А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и что ни есть досточестного. Ибо этим и подобно этому привлечением его к добру заставишь стыдиться от той чести, которую ты оказываешь ему и посеешь в нем семена добродетели.
От такой приобретенной тобою привычки на тебе отпечатается добрый образ, ты приобретешь в себе высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх того, если чествуемый тобой и имеет какой недостаток, то легко примет от тебя исправление, пристыженный той честью, какую ты ему оказал.
Пусть всегда будет у тебя этот нрав - ко всем быть благоприветливым и почтительным. Никого не огорчай по причине злых дел и никому не завидуй .Не берись кого-либо и в чем- либо порицать и обличать».
Некоторые отрывки из наставления преп. Исаака могут вызвать недоумение, например, человека следует «хвалить даже за то, чего не имеет». Не вызовет ли это приступ тщеславия у ближнего?
Чтобы объяснить это противоречие, можно провести следующую аналогию. Чаще всего лекарства очень токсичны и в больших дозах могут принести вред организму, но в малых количествах их используют для лечения больных. Преп.Исаак Сирианин советует этот метод для того, чтобы расположить к себе ближнего и наставить его на путь духовного выздоровления.
О подобном способе врачевания духовных недугов говорит и игумения Арсения: « Похвала, иногда и просто по-человечески приятная и ласкающая самость, бывает полезна, как и ободряющая унывающий дух.
Бывало, при матушке (старица Ардалиона Усть - Медведицкого монастыря) почувствуешь уныние духа от понятия и ощущения полной греховности и немощи своей и придешь к матушке с просьбой, чтобы она похвалила и уверила бы меня в моей способности к спасению».
Но следует учитывать тот факт, что указания о пользе похвалы преп. Исаака Сирианина и матушки Арсении уместны лишь для духовно немощных людей, требующих ободрения в моменты уныния. Для других же христиан, более твердых духом, излишняя похвала может лишь навредить.
Как пишет преп. Иоанн Лествичник, «одним святым свойственно без вреда слышать себе похвалы».
Схиархимандрит Софроний так пишет об этом: «Благодать Божия не допускает истинного христианина говорить своему собрату похвалу, которую даже совершенные нередко не могут понести без вреда. Похвалы говорятся только в том случае, когда кто-либо изнемогает от отчаяния».
Оптинские старцы считали, что похвала в лицо может навредить человеку. Поэтому они опасались принимать ее, считая, боясь утратить смирение. Старец Анатолий Оптиной пустыни услышал как-то, что о.Иоанн Кронштадский видел его в видении молящегося в сослужении ангелов. Узнав об этом о. Анатолий даже заболел. Затем он горячо молился о том, чтобы Бог помог забыть ему услышанное.
Татьяна Андреенкова