Кто нас корит, тот нам дарит
Наша жизнь состоит из действий, взаимодействий и, конечно же, взаимоожиданий. Каждый человек ожидает от другого определенного поведения в ответ на какие-то шаги, поступки, слова и т.д. Например, если мы оплачиваем покупку в магазине, то ждем сдачи от продавца; приходя к врачу, мы хотим получить от него медицинскую помощь… Мы всегда ждем определенные ответные реакции. В массовом сознании с детства живут стереотипы, которые обязывают тех или иных людей к определенным действиям. К примеру: пожарник должен быть бесстрашным, охранник сильным, врач добрым, спортсмен выносливым, мама заботливой и прочее.
Вариаций множество. Социальные ожидания вполне логичны и закономерны. Они не требуют доказательств и объяснений, ведь так принято в нашем обществе. Но как же быть с ожиданиями духовными? Ведь они также существуют в нашем сознании. В Евангелии от Матфея сказано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Как правило, мы надеемся получить от других хорошее отношение к себе. Мы открываем сердце людям в надежде, что и они в ответ поступят так же; мы любим, надеясь на ответное чувство; мы проявляем щедрость в надежде на полную отдачу. Но всегда ли наши ожидания совпадают с действиями ближних? Конечно же нет… Дети оказываются по мнению родителей «неблагодарными», супруги эгоистичными, друзья неверными и т.д. Особенно обидно по мирским меркам, когда ты отдаешь человеку «все», а он в ответ «ничего», такое поведение принято называть «игрой в одни ворота». Это неисчерпаемая трагедия человеческой жизни. Все хотят не только отдавать что- то хорошее, но и получать. Не получая ожидаемое от ближнего мы расстраиваемся, оскорбляемся мыслью что нами пользуются. Мало того, что люди не дают ничего хорошего, но зачастую оскорбляют нас и поносят. Как правило, первая реакция – недоразумение, обида, желание защитить себя и свои интересы. Человек, который ведет себя неожиданно плохо по отношению к нам, вызывает зачастую далеко не светлые чувства. Что-то внутри требует ответить тем же, отомстить, разучить обидчика вести себя по-хамски.
Включаются механизмы агрессивной защиты, и приводят они вовсе не к примирению…С таким поведением окружающих сталкивались не только мы с вами, но и святые подвижники. Только вот реакция на такое неожиданное поведение людей была у них совершенно другой. Они радовались и считали своих обидчиков истинными благодетелями, воспринимая их как благословение Господа.
Каково же удивление многих неправославных людей, которые впервые слышат фразу Амвросия Оптинского: « Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет». Как же это? Воспринимать оскорбление как радость, обиду как благословение, резкое слово как похвалу. Отвечать добром на зло… «Что ж я совсем себя не люблю? »– возмутится кто-то. Для многих такая модель поведения кажется абсурдной, нелепой, угрожающей самосохранению, особенно в условиях нашей суровой реальности. Современная мораль входит в жесткое противоречие с Православной верой, учит нас быть «каждый сам за себя», не давать себя в обиду, доказывать всем свою силу, статус и т.д. То есть жить во имя себя, а не во имя Бога.
В житии св. Афанасия Великого рассказывается об одной духовно мудрой женщине, которая стремилась спасти свою душу посредством смирения перед оскорбителями и обидчиками. К св. Афанасию Великому как-то зашла одна христианка из Александрии и попросила святителя отдать ей на попечение какую – нибудь старушку. Св. Афанасий откликнулся на просьбу женщины и велел выбрать для нее какую-нибудь тихую кроткую подопечную.
Через какое- то время благотворительница снова пришла к святителю. « Довольна ли ты той старицей, которую выделили тебе на попечение?» - спросил святитель.
« Нет, Владыко, - ответила женщина, я намереваюсь упокоить какую –либо старицу, а она сама себя покоит».
«Ну, тогда я пришлю другую»,- отвечал святитель, понявший высокие духовные запросы посетительницы. Тогда он велел выбрать самую сварливую и злую старушку из своей богодельни и доставить ее к благодетельнице. По рассказам, подопечная вела себя крайне нагло, оскорбляла и ругала свою благодетельницу, даже поднимала на нее руку. Но женщина смирялась перед ней и все терпела. Через некоторое время святитель спросил ее снова: « Довольна ли ты теперь своей старицей?».
«Да, Владыко, очень довольна, я получаю от нее большую духовную пользу». По словам благодетельницы, подопечная с крайне тяжелым характером помогла ей вытравить из души гордость.
Примеры крайнего смирения можно найти в святоотеческой литературе. В одной обители жил очень скромный и тихий старец. Монастырь этот был небогат и монашествующие ели крайне мало, часто голодали. За старцем ухаживал молодой инок, который часто обделял старца в хлебе, присваивая его себе. Пожилой монах был очень слаб, болен и очень нуждался в хорошем питании. Но не получал его из-за жадности своего послушника. В конце концов, старец сильно заболел от недоедания и болезней. Когда он умирал, братия собралась возле него. Увидев среди них брата, который постоянно крал у него хлеб, умирающий подозвал его к себе. Молодой инок неуверенно подошел к старцу, а тот схватил его руки и стал целовать их со словами: «Благодарю эти руки, при посредстве их я надеюсь войти в Царствие Небесное». Инок осознал тяжесть своего греха, покаялся и впоследствии изменил свою жизнь.
Зачастую посылаемые обиды и несчастья, которые совершают с нами другие, являются спасительным лекарством для души и даже оберегают от еще больших неприятностей. Однажды к старцу Леониду Оптинскому пришел горшечник, один из его духовных детей. У мужчины украли колеса от повозки, на которой он отвозил на базар приготовляемые им горшки. Он сказал, что знает преступника и может отыскать украденное. Но, неожиданно для пострадавшего, старец ответил:
« Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами. Это тебя Бог наказал, и ты понеси Божье наказание. И тогда малою скорбью избавишься от больших. А если не захочешь претерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан».
Горшечник послушал старца, и по его воспоминаниям, затем ему грозили гораздо большие беды, но они обошли его стороной.
Пример того, как оскорбитель может стать настоящим душевным лекарем приводит Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике».
Один старец жил в монастыре вне Александрии, был известен вздорным характером и малодушием. Один юный монах услышал о нем и дал себе обещание жить с этим «тяжелым» человеком и терпеть от него все, что бы ни случилось. Юноша верил, что таким образом он очистит свою душу. Вскоре он пришел к старцу и начал с ним жить. Это было непросто: монах издевался над своим послушником, бил, обращался с ним как с псом.
Так юноша терпел шесть лет, после чего ему приснился сон, в котором ему было сказано, что половину его грехов стер его старец – мучитель.
По соседству с ними жил другой старец, который неоднократно видел, как страдает молодой монах от жестоко обращения своего наставника. Нередко юноша бросался в ноги к своему старцу прося прощения, но тот никогда не прощал. Встречая молодого монаха, старец сочувственно спрашивал его: « Что, чадо? Как прошло сегодня? Приобрели ли мы что? Изгладили ли что из свитка?» Брат, зная о прозорливости спрашивающего, ничего не скрывал от него: « Да, отец, сегодня мы немного потрудились». Когда же день со сварливым старцем проходил спокойно, и молодой монах не был обруган, оплеван, избит и т.д., то приходил к своему духовному отцу со слезами: «Увы, авва! Нынешний день был несчастлив: ничего не приобрели мы, провели день спокойно».
Через шесть лет молодой монах умер, представ во сне своему духовному учителю в лике мучеников.
В наше время распри и жестоких противостояний образцы такого смирения кажутся чем-то фантастическим, нереальным. И подвижники, проявлявшие духовную мудрость перед своими обидчиками, могут показаться невыполнимым идеалом для подражания. Но все же, они были людьми, только с высокими духовными требованиями к самим себе. Они знали простую и в то же время сокрытую от многих истину – кто нас обижает, тот нам помогает. Но реакция на обиду может быть разной – от крайней агрессии до смирения и любви. Выбирать нам, ведь человек всегда наделен свободой выбора. Только нам решать – простить обидчика или враждовать с ним, делать его вредителем для своей души или лекарем.
Татьяна Андреенкова