27 марта 2014 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского в помещении главного корпуса Одесского Национального Медицинского Университета состоялось очередное заседание Православного медицинского общества Святителя Луки (Войно – Ясенецкого) г. Одесса и Одесской Области.
Тема заседания: «Научно – религиозное наследие Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова)». В ходе мероприятия были прочитаны два доклада на темы: «Медицинское наследие Леонида Михайловича Чичагова». Докладчик: Врач невролог высшей категории Ломакин Михаил Анатольевич. А также «Духовное наследие Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова)». Докладчик: настоятель Храма Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на територии ГКБ №3 г. Одесса, протоиерей Иоанн Полищук.
Медицинское наследие Леонида Михайловича Чичагова
Священномученик митрополит Серафим, в миру Леонид Михайлович Чичагов разработал уникальный научный и практический опыт лечения, на который опираются современные врачи. Результат своей многолетней работы он изложил в своем фундаментальном труде «Медицинские беседы» в двух томах объемом более 1500 страниц.
Будучи участником Русско- турецкой войны, будущий священномученик (Л. М. Чичагов), сострадая мучениям раненых солдат, решил посвятить себя изучению медицины. Вернувшись с войны в 1878 г. он начал изучать медицинские науки в Санкт-Петербургском Университете.
В 1890 г. была опубликована его работа «Что служит основанием каждой науке», в которой он пишет:
«Я не боюсь ни критики, ни нападков на мою настоящую работу, так и на последующую, в которой я буду подробно излагать мою систему лечения [“Медицинские беседы”, 1891], так как чувствую себя сильным и правым, служа науке, в основе которой лежит религия, и, взяв в помощницы природу, а также поставив себе общую пользу страждущего человечества, которой я всецело себя посвятил. Наконец, эта моя беседа была обращена к страждущим, которые, конечно, скорее и легче понимают истину».
В 1891 году выходит двухтомное издание Л. М. Чичагова «Медицинские Беседы», где о подробно пишет о трудностях своей работы:
«Вражда и преследование — это главные награды, благодарность некоторых больных — это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые не мыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остаётся одно: молчать, терпеть, и выслушивать нарекания. Молчать, пока не наступит час, когда можно будет заговорить, не боясь за судьбу своего детища; терпеть, пока масса излеченных не заставит врагов лечения отнестись к нему с уважением; выслушивать нарекания, пока хулители и недруги, устыдясь своего пусторечия и злостного отношения, не обратятся сами за помощью в болезнях и не станут кланяться тому же человеку, которого несколько дней тому назад бранили».
В своих работах Л.М.Чичагов призывает людей использовать природные ресурсы как наиболее эффективные. Его опыт лечения болезней был основан на следующих постулатах: индивидуализация лечения, закон подобия, точный подбор дозы растительных неядовитых средств, изготовленных по рецепту. Малые дозы растительных препаратов налаживают работу организма, способствуя его выздоровлению.
По мнению Л.М. Чичагова медицина со времён Гиппократа едина:
«Я задумал после изучения медицины изменить только то, что мне казалось недостатками, а потому я не автор новой медицины, а лишь составитель новой фармакологии, новой дозировки лекарств, нового способа их употребления и т. п.» (1 том, стр. 528) «Итак, я не хочу быть ни лицемерным, ни и лживым, а потому не желаю давать своей системе никакого названия. Существует только одно целое, одна наука — медицина, отцом которой считается Гиппократ».
По поводу комплексных препаратов он выдвигал следующую позицию: «поскольку каждое лекарство испытывается порознь, то и применять их следует отдельно», советуя при лечении хронической болезни применение не более двух лекарств последовательно.
Л.М.Чичагов советует использовать только неядовитые растения: «Все аллопатические яды должны быть принципиально отвергнуты».В своей практике основой акцент делал на деревьях, изготавливал лекарства «...из сосны, ладана, берёзы, бука, орешника, граната, дуба, клёна, лавровишни, мирра, рододендрона, тополя, рябины, туи, финиковой пальмы, эвкалипта, ясеня, японской камфоры, лавра, кальмии, чилибухи, других деревьев». Из кустарников использовал «...бруснику, бузину, гамамелис, гелониас, гидрастис канадензис, жасмин, индийский плющ (фитоллака), кондуранго, лаванду, ломонос, паслён сладкогорький, перец стручковый, пижму, руту душистую, хвойник (эфедра), хлопчатник и хмель». Применял он и травы «...арника, васильки, ветреница луговая, грудышник горький (Игнация), зверобой, ирис, кактус, коготки, очанка (Теукриум), подлесник (Азарум), ромашку, тысячелистник, щавель, алое (сабур), виргинку (Гамамелис)».
Гениальный медик утверждал, что «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут». Поэтому в своей практике использовал преимущественно сосну. По мнению Л.М.Чичагова, если лекарство выбрано правильно, то больной получает скорое облегчение.
Духовное наследие Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова)
Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии. По причине того, что отец будущего святителя полковник М. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство святого крещения 20 января 1856 года в храме Святого Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище.
Учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, окончил по первому разряду Пажеский корпус в 1875 году. Позднее вспоминал «Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной Родины». Также получил образование в Михайловской артиллерийской академии.
В 1875 году — поступил в чине подпоручика в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду, в связи с её упразднением переведён в 5-ю конно-артиллерийскую бригаду. Был прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. В 1876 году — прапорщик, затем подпоручик 1-й Его Величества батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады.В 1877—1878 годах участвовал в русско-турецкой войне. Награждён орденами святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877 года), св. Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы 13 декабря — 19 декабря 1877 года), св. Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем 3 января — 5 января 1878 года), саблей с дарственной надписью от императора (за осаду и взятие Плевны).С 1878 года — поручик, с 1881 года — штабс-капитан. С 1880 года — адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова (генерал-фельдцейхмейстер командовал артиллерией российской армии). В 1881 году награждён орденом святого Станислава II степени. В 1881 году был командирован во Францию на манёвры французских войск, изучал устройство французской артиллерии. В 1882 году награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона и черногорским орденом Данилы Первого IV степени. Принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащения болгарской армии. В 1883 году награждён Румынским Железным крестом, Болгарским орденом св. Александра III степени. В 1884 году награждён орденом св. Анны II степени. В 1890 году уволен в отставку, в 1891 году произведён в полковники.
С 1878 года был духовным чадом священника Иоанна Сергиева; по его благословению вышел в отставку и принял духовный сан. С 1881 года — староста Преображенского собора и ктитор Сергиевского всей Артиллерии собора в Санкт-Петербурге, в селе Клеменьеве самостоятельно изучал богословские науки. 26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов (в Кремле) был рукоположён в сан диакона; 28 февраля того же года — в сан священника этого храма. С 14 февраля 1896 года — священник храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (Москва), окормлял артиллерийские части Московского военного округа.
С 1878 года был духовным чадом священника Иоанна Сергиева; по благословению последнего вышел в отставку и принял духовный сан. С 1881 года — староста Преображенского собора и ктитор Сергиевского всей Артиллерии собора в Санкт-Петербурге. 26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов был рукоположён в сан диакона; 28 февраля того же года — в сан священника этого храма. С 14 февраля 1896 года — священник храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (Москва).
В 1896 году вышло его издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», большая часть которой была посвящена деятельности Серафима Саровского. Посетил этот монастырь, где монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее действительно получил аудиенцию у императора Николая II, передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.
14 августа 1898 года пострижен в монашество с именем Серафим. В 1899 году был назначен настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1902 году по повелению императора и определению Священного синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. С 14 февраля 1904 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 10 апреля 1905 года года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиротонисан в епископа Сухумского.
10 апреля 1905 года года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиротонисан в епископа Сухумского. С 6 февраля 1906 года — епископ Орловский и Севский. При нём в епархии были учреждены церковно-приходские советы. Распространял среди духовенства духовную литературу, проводил частые собеседования, был известен своей благотворительностью. За организацию приходской жизни в епархии награждён орденом св. Анны I степени. В 1907 стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами.
С 16 сентября 1908 года — епископ Кишинёвский и Хотинский. 16 мая 1912 года возведён в сан архиепископа. В 1911 году был почетным председателем Всероссийского Съезда Русских Людей в Москве.С 20 марта 1914 года — архиепископ Тверской и Кашинский; прибыл в Тверь 20 апреля 1914 года. В период Первой мировой войны участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Собирал пожертвования для раненых воинов.
29 февраля 1916 избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства. Входил в Правую группу, был членом комиссии по делам народного просвещения. В 1917 году как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве. С 17 сентября 1918 года — митрополит Варшавский и Привислинский; из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. С 1920 года — в Москве, где служил в различных храмах.
24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался «координировать — против русских трудящихся масс — за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». Однако был арестован лишь 21 сентября того же года, заключён в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел, и 16 января 1922 года был освобождён.25 апреля 1922 года решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область.В марте 1923 года выслан в Марийскую область.16 апреля 1924 года вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году; 14 июля освобождён из-под стражи по ходатайству Патриарха Тихона, но был вынужден покинуть Москву. Жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя .С 10 февраля 1928 года — митрополит Ленинградский и Гдовский.В 1933—1934 годах жил в Москве. Большое внимание уделял церковному пению. Хорошо рисовал, занимался иконописью. Автор образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне, находящихся в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке.
7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян 11 декабря на полигоне НКВД в подмосковном посёлке Бутово.
Спустя более пятидесяти лет, 10 ноября 1988 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован. В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик. Сбором и публикацией материалов для канонизации митрополита занималась его внучка В.В. Чёрная (в монашестве с 1994 года — Серафима).29 сентября 2011 года в Твери на Третьем Всероссийском съезде православных врачей имя Серафима (Чичагова) было внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Великий деятель своей эпохи, он поражал современников своей многогранностью, реализовал все свои таланты, не имел ни минуты свободного времени, был не только воином земным, но и воином небесным. Развил христианский догмат о троическом устроении человека: «Итак, человек сотворён не из одного тела, а также из души и духа. Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога? Наконец, к чему послужит такая наука, если она заботится лишь о доставлении помощи болеющим тканям и не желает знать о существовании души, неразрывно связанной, однако, с телом, и духа, вселяющего страх Божий, возбуждающего совесть и имеющего столь громадное влияние на чувствительную и деятельную сторону человека».
«Если б человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья. Но мысленная сторона редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, а деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми непотребностями естества и пришлыми страстями».
Размышляя о происхождении болезней, он пишет: «Вся Библия и Евангелие полны указаниями, что корень человеческих болезней кроется в их страстях. В таком случае, в чём же заключаются причины болезней? Этот вопрос разрешится весьма легко, как только вникнуть в действие страстей на организм человека. Более чем ясно, что всякая страсть, влекущая к вредному образу жизни, увлечениям, необузданности характера и т. д., прежде всего производит порчу крови и порождает неправильность кровообращения; недоброкачественная кровь, питая ткани, изменяет их свойства, а изменённое кровообращение производит приливы крови только к известным органам и тканям или частям тела и нарушает их деятельность. Болезнь же есть ничто иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса».
Татьяна Адреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов