На одном из сайтов, посвященных фото- и видеосъемке свадебных торжеств написано: «Сюжет, посвященный венчанию, в свадебном фильме может быть представлен по разному: от репортажа с живым звуком молитвы, до короткого и зрелищного музыкального клипа». Кроме того, там же представлен список храмов, в которых наиболее часто венчаются одесские пары. От самого «изысканного» Спасо-Преображенского кафедрального собора до более скромной, но невероятно яркой и красочной Церкви св. Марии Магдалины.
Во время организации венчания молодые люди порой забывают об истинной цели Таинства. Всевозможные брачные агентства и посредники ориентируют своих клиентов на внешнюю сторону действа. Храм должен отвечать статусу молодоженов и приглашенных, соответствовать общему стилю свадьбы, обязательно должен вместить всех желающих, располагать парковкой и иметь презентабельный экстерьер. Этот достаточно циничный подход к венчанию превращает церковное Таинство в еще одну светскую традицию, как, например, ставшая модной, выездная церемония регистрации. Организаторы свадеб учитывают все детали торжества, кроме одной – благоговейного отношения к церковному Таинству. Сегодня вам могут предложить даже совместить венчание со свадебным путешествием. За отдельную плату вас повенчают в главном православном храме Чехии –Кафедральном соборе Кирилла и Мефодия в Праге.
«Раньше это было священное действие! Неделя поста, Исповедь, Причастие и т.д.! А сейчас раз два и готово!» – комментарий в топике «Венчание» на одном из Интернет-форумов.
«Может быть, многие венчаются потому, что церемония в церкви гораздо красивее и торжественнее церемонии в ЗАГСе», – мнение другого пользователя.
Такие мысли отражают кризис современного восприятия брака, когда красота церковного убранства и удачное фото становятся ценнее и важнее момента клятвы перед Господом. А ведь только в этот момент Церковь ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте, их благополучии, долголетии и здоровом потомстве. И все, что требуется от молодых и свидетелей – не позировать перед объективами, а искренне молиться. Именно эта благоговейная молитва станет первым кирпичиком в фундаменте семейной жизни.
Само понятие «церемония» всегда воспринималось не только как нечто пышное и торжественное, но и размеренное, продолжительное. Сложно охарактеризовать такими словами современное бракосочетание. Свадьба ХХІ века – это гонка. Все расписано по минутам, любая заминка в дороге, например, вынуждает поторопиться в другом месте. Нередко этим местом становится Храм. Крайне печально, когда присутствующие на венчании в мыслях своих уже за столом. Да и сам банкет с избыточными яствами, питьем и различными увеселениями кажется не слишком уместным после церковного Таинства единения душ. Об этом сказано в одном из правил Лаодикийского Собора: “Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”.
Любая невоздержанность, неприличия, которых, кстати сказать, достаточно в свадебных конкурсах, – все это чуждо брачному обеду. Но скромные торжества пока в новинку свадебным агентствам.
Вчера и сегодня
В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчают супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак в ЗАГСе (а со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания в Храме). Отсутствие родительского благословения на венчание также уже не является препятствием для совершения Таинства.
Своеобразный обряд «венчания» был известен на Руси еще до появления христианства. Чаще всего он свершался на лесной поляне, когда пышно цвело весеннее разнотравье. Молодым плели венки из цветов и трав (сегодня над головами брачующихся свидетели держат венцы), обводили вокруг дерева или куста. С тех пор осталась поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается». С приходом же христианства обряд венчания был перенесен в церковь и, естественно, лишен всякой языческой атрибутики. Долгое время Таинству Венчания предшествовало Обручение. За разрешением на брак жених и невеста обращались к местному епископу, который выдавал указ священнику проверить, есть ли какие-либо препятствия для заключения брака. Вскоре эта процедура была упрощена, и всеми вопросами, связанными с заключением брака, стали заниматься приходские священники. После Литургии батюшка объявлял о намерении молодых жениться, и если от прихожан не поступало никаких сведений, которые бы препятствовали браку, то назначали дату венчания. А в 1775 году Святейший Синод принял решения о проведении обручения и венчания в одно время. Этот порядок действует поныне.
Как и сто лет назад, венчаться запрещено с кровным родственником, некрещеным, атеистом, двоеженцем и тем, кто дал монашеский обет. Также существует давняя благочестивая традиция не свершать Таинство брака между крестными родителями и крестниками, между двумя восприемниками одного ребенка. Сегодня разрешение на такой брак можно получить только у правящего архиерея. Не венчают молодых в дни Великого Поста и накануне постных дней, дабы исключить повод к невоздержанию. Обряд может совершать только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением. Не принято, чтобы Таинство брака совершал священнослужитель, принявший монашеские обеты.
Раньше брак считался действительным только при наличии подписей свидетелей, которые обязательно присутствовали на Таинстве, о чем свидетельствовала запись в церковной книге. Сегодня можно венчаться и без свидетелей, тогда жениху и невесте придется надеть венцы, которые обычно именно свидетели держат над их головами.
Развод и девичья фамилия
Гражданский брак (то есть зарегистрированный в ЗАГСе) – это, по сути, юридический договор, который регулирует имущественные отношения супругов. Нравственное наполнение этого союза зависит от многих факторов: воспитания, условий жизни, общественных устоев и т.д., а от силы и глубины этого наполнения зависит, настигнет данный гражданский союз крах или нет. И если настигнет, то в дело вступает юридическая сторона брака – законный передел имущества, опека над детьми. К сожалению, венчание также не страхует семью от распада. Безусловно, оно должно вносить дополнительную смысловую нагрузку в отношения между мужем и женой, связывать их не только имуществом, бюджетом и детьми, но и на духовном уровне привносить единение и согласие. Однако на практике мы видим как бесчисленные гражданские разводы, так и церковное расторжение брака, в народе именуемое «развенчанием».
Для обычного человека слово «развенчание» равно «разоблачению». Первое, что приходит в голову, – «развенчание культа личности Сталина», в крайнем случае, «развенчание мифов», ну а если уж начитаться шпионских романов, то «развенчание шпионов», но никак не «развенчание обвенчанных». Это искажение смысловой парадигмы только на первый взгляд незначительно. Ну привык народ все делать по аналогиям: сошлись – разошлись, обвенчались – развенчались. Это логично с точки зрения языка, но противоречит смыслу, вкладываемому в одно из главных Таинств Церкви – Венчание.
«В Церкви такого обряда как «развенчание» нет, – объясняет отец Агафодор, игумен Свято-Успенского мужского монастыря. – Есть констатация печального явления – брак распался, семьи не стало. И если обращаются за разрешением об освобождении от супружеских обязательств, то мы должны установить степень вины каждого. Виноваты оба всегда, но инициатор кто-то один. Кто-то вносит больший вклад в то, что семья распадается. Именно этот человек подлежит епитимьи. А страдающая сторона может получить разрешение вступать в брак вторично».
Отметим, что Церковь не с одинаковым уважением смотрит на последующие браки и не с одинаковой торжественностью благословляет второй, третий брак, как первый. «Первый брак есть закон, второй – снисхождение», – говорил Григорий Богослов. «Второй брак – это снисхождение, допускаемое Церковью с сожалением», – говорит сегодня протоиерей Всеволод Чаплин. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу — от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии. Таким образом, Церковь дает человеку осознать свой грех, покаяться, вымолить прощение. После расторжения гражданского союза супруги, напротив, нацелены на то, чтобы скорее забыть о прошлом и начать новые отношения. В педагогике это называют «отсутствием воспитательного момента».
То, что тенденция заключения церковного союза в нашем обществе есть – это факт. Однако для многих станут неожиданными данные официальной статистики: в 2012 году количество венчавшихся пар в 6,5 раз превышало количество тех, кто остановился на гражданской регистрации. Внушительная цифра. При этом не стоит забывать и о том, что в нашей стране стабильно около 50% браков разрушаются. И это, конечно, не придает оптимизма. Однако есть и другая сторона статистики – люди, воспитанные вне церковной среды, приходя к вере в сознательном возрасте, все чаще восполняют свой брак упущенным ранее Таинством. Эти осознанные шаги кому-то даются легче, кому-то сложнее, но не вызывает сомнения их твердый духовный фундамент.
Невыдуманные истории
Наталия и Андрей Неделько обвенчались в 2008 году, спустя 7 лет совместной жизни
Н: Мы даже не помним, как это произошло. Ведь для нас это не было так остро, как в молодости. У нас взрослые дети, внуки уже растут. А венчание как-то само собой случилось. Вскоре после того, как нас привела в храм наша подруга.
А: Мы позвонили батюшке, сообщили ему о нашем решении. Он тогда нам сказал: «Вы же люди мирские, попоститесь неделю. Никаких сигарет, никакого алкоголя. Придите на вечернюю службу, потом на утреннюю, исповедайтесь, причаститесь, тогда на следующий день я вас обвенчаю».
Мы все выполнили. А я ведь тогда впервые исповедовался.
Н: Я тоже впервые.
А: А путь мой к храму начался после распада Союза. Тогда появилась различная литература, можно было что-то прочесть, узнать. Да и сам я начал ощущать, что в этом мире есть что-то «над нами». Наверное, каждый человек рано или поздно к этому приходит, ведь это невозможно не заметить. Тогда я понял, что есть женщина, с которой я хочу встретиться Там.
Н: Но мы, конечно, отдавали себе отчет, что это очень серьезный шаг. Для нас обоих это был не первый брак, но венчание каждому из нас открылось впервые.
А: Это очень дисциплинирует. Понятно, что если человек порядочный, то он и так поддержит и в горе и в болезни, но тут нечто большее – какие-то дополнительные узы, наверное. В другой ситуации, может и развелся бы, но мы ведь дали клятвы перед Богом. На нас и ответственность больше. И опять же, Господь дает жену такую, чтобы рядом с ней ты становился лучше. Значит, брак становится постоянной работой над собой. Я это чувствую.
Н: Я думаю, что именно потому, что мы венчались и исповедовались, мы сейчас чувствуем промысел Божий. Раньше во мне не было той веры, которая во мне есть сегодня.
А: Да, в нас многое изменилось после венчания. Я ведь спустя год предложил Наташе снова сходить на Исповедь. Мы снова позвонили батюшке, снова неделю постились и пошли.
Н: Я исповедовалась, батюшка меня отпустил, а потом говорит вдогонку: «Так ты же куришь, иди обратно» (а мы тогда уже хорошо друг друга знали, 2 года общались, помогали, если что). Я вернулась, и он продолжил Исповедь, а в конце дотронулся крестом до моей головы. Я вышла из храма и с тех пор не курю, хотя до этого курила 30 лет, и мне это по жизни не мешало, я бросать не собиралась.
А: Для меня это было как чудо, ведь я знаю, что такое бросать курить – я 10 лет бросал, пока меня инсульт не свалил. И только тогда я понял, что мне это не нужно. То, что я выжил после второго инсульта, восстановил речь, тоже, наверное, дела Божьи. Помню, как пытался прочесть Отче наш и не мог вспомнить молитву полностью – начинал снова и снова. А потом вдруг прочел.
Н: Мы очень полюбили наш храм. А в лице отца Сергия приобрели наставника. Наступило какое-то спокойствие.
А: А я все больше убеждаюсь, что нет ничего случайного в нашей жизни. Все случайности закономерны.
Наталья и Игорь Зинченко обвенчались 3 ноября 2013, спустя год после свадьбы
Решение венчаться пришло само собой. И это решение было осознанным. Когда после 6 лет отношений поженились, сразу договорились, что через год обвенчаемся. Так и случилось. У нас очень прочные, доверительные отношения и полное взаимопонимание. И венчание только укрепило наш союз. В церковь ходили и до венчания, и будем ходить всегда. Было немного страшно перед обрядом, ведь это Таинство было нам не знакомо. Мы очень ответственно готовились к нему, соблюдали все правила. Среди наших родных и близких до нас никто не венчался, но все подержали нас в нашем решении.
Конечно, мы понимали всю ответственность духовного брака, понимали то, что ответственность мы несем не только друг перед другом, но и перед Богом. Это придавало уверенности, что мы все делаем правильно. Само Таинство прошло на одном дыхании. Показалось, что все было очень быстро (как в ЗАГСе). Во время обряда мы почувствовали, что становимся еще ближе, а наши отношения крепче. Так и есть. Мы чувствуем себя абсолютно счастливой семейной парой и уверены в своем будущем.
После обряда, когда мы еще стояли перед священником на рушнике, он начал нас поздравлять. И вызвали улыбку его слова о том, что раньше наш брак был равносилен тому, если на заборе написать "Игорь+Наташа". Это совсем не обидно – это правда, мы сразу поняли. А почему так тянули со свадьбой? Потому что встретились, когда я была на II курсе университета. Муж на тот момент и работал, и учился. После учебы ждали, когда все нормализуется на работе, а потом откладывали деньги на торжество. И только когда поняли, что мы вполне самостоятельные и финансово независимые люди – поженились. А то, что созданы друг для друга, мы знали с самого начала.
Юлия и Олег обвенчались 23 ноября 2008 года
Ю: Перед встречей со своим мужем я только начала делать первые шаги к воцерковлению. Ошибок в этот период моей жизни было сделано достаточно, и я знала, как тяжело и больно жить без Бога.
Когда встретила будущего мужа, боялась вновь оступиться, поэтому первое время просила Господа отвести от меня этого человека, если он не муж мне. Но этого не произошло. И я уверена, что Всевышний даровал мне мою половинку в лице мужа.
Венчание для меня было очень важным событием, Олег это знал и поддержал меня. Быть супругами, в первую очередь, пред Господом и Божие благословение нашей семейной жизни – что может быть более значимым?!
Таинство Венчания в духовном смысле дало уверенность, что всё в руках Божиих, мы предали себя, нашу семью и жизнь Господу. И все испытания старались принимать как данность. Иногда было очень тяжело, но мы верили в промысел Божий. В нашей жизни было ожидание и молитвы ко Господу о даровании чада. И вот спустя 5 лет, по Божией милости к нам грешным, мы ждём малыша, и это настоящее чудо для нас. Дай Бог родить в срок здоровенького.
Я благодарна Господу за всё, что есть в моей жизни. И конечно же за то, что на момент создания своей семьи я понимала важность Таинства Венчания, ведь только с Божией помощью возможно создать крепкую, дружную и любящую семью!
О: Венчались, потому что жена этого хотела, а я, в свою очередь, был не против, так как знал, что для меня наши отношения очень важны и не носят временный характер. Таинство Венчания в духовном смысле дало более крепкое осознание целостности нашего брака.
Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов