«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день храмы переполнены – среди желающих освятить ветки вербы немало и тех, для кого лишь в этих ветках и заключен весь смысл праздника. Некоторые, видя священников, кропящих прихожан Святой Водой на улице, не утруждают себя тем, чтобы зайти в храм и хотя бы присутствовать на службе. Получив свою порцию «брызг», они, довольные собой, идут дальше по своим делам. Однако тех, кто в этот день приходит к Исповеди и Причастию, тех, для кого освященные зеленые веточки – не украшение стола, все же большинство. И для них этот праздник одновременно и радостный, и скорбный, ведь всего через несколько дней после вспоминаемого события возгласы «Осанна!» в адрес Христа сменятся на «Распни его!».
О духовном наполнении праздника и его значении для православного христианина рассказывает клирик храма Сретения Господня, преподаватель Одесской духовной семинарии протоиерей Андрей Сулаков.
«Сегодня мы входим в Страстную Седмицу – это величайшая седмица в году. Потому что в это время произошло наше спасение от греха, смерти и диавола.
В понедельник мы вспоминаем иссушение смоковницы, и будем молиться о том, чтобы Господь не иссушил нас, как бесплодных, а даровал нам Свою Благодать, чтобы мы принесли обильный плод благочестия, веры, доброй жизни.
Во вторник вспоминается событие, когда женщина-грешница омыла ноги Спасителю, готовя Его тем самым к погребению. В Богослужении мы также стараемся припасть к ногам Спасителя, омыть Его ноги слезами покаяния, чтобы получить прощение грехов и обновление.
В среду мы вспоминаем предательство Иуды. Это страшное событие, когда ученик из-за сребролюбия предал учителя на смерть за невысокую цену. Мы молимся, чтобы Господь нас сохранил от предательства, потому что каждый из нас предает Господа: кто за деньги, кто за славу, кто за честь, кто за материальные блага. Мы молимся о сохранении от этого искушения, чтобы мы навсегда остались верны Господу.
В четверг мы вспоминаем величайшее смирение Господа, потому что Он, будучи Богом и Творцом Вселенной, смирил себя и омыл ноги ученикам, апостолам – своему творению. Это великое чудо – Бог настолько себя умалил, что умывает ноги ученикам, оставив нам, тем самым, пример смирения, правильного отношения друг к другу, потому что Господь сказал: «Кто хочет из вас быть большим, пусть будет меньшим и всем слугою». В этот день вспоминается Тайная Вечеря. Это первая Литургия. Господь на Тайной Вечере впервые причастил учеников Своим Телом и Кровью. В Таинстве Евхаристии Господь воспринимает хлеб и вино, изменяет их в Свои Тело и Кровь – они уже имеют новые свойства и не существуют отдельно от Господа Иисуса Христа. Причащаясь, мы подлинно вкушаем Христа, подлинно с Христом соединяемся, а не образно и символически. Действительно, мы становимся сотелесными, единокровными Господу Христу и живем новой, обновленной жизнью. Каждая Литургия, которую мы совершаем в каждом храме – это наше участие в той единственной Тайной Вечере, которая продолжается сквозь пространство и время.
Сегодня мы отмечаем величайшее событие в истории человеческого рода и в жизни Спасителя. Каждое событие в жизни Спасителя имеет благодатный смысл для всей Церкви и для каждого православного христианина в отдельности. Историческое событие сегодняшнего праздника произошло в городе Иерусалим накануне иудейской Пасхи почти 2000 лет назад. Тогда Господь вошел как Царь, но в то же время и скромно, просто – на молодом осленке вошел Он в город Иерусалим.
Народ Иудеи знал Господа как великого проповедника, как чудотворца, потому что Господь исцелял больных, бесноватых, напитал 5 000 людей пятью хлебами, двумя рыбами, а накануне воскресил Лазаря, который уже 4 дня был во гробе. И народ иудейский встречал Господа больше как чудотворца, может даже как пророка. Они, конечно, не понимали духовного смысла того, что происходит.
Для нас, христиан, тех, кто имеет духовные очи, знает величие тех событий, понятно, что Господь входит как Царь для того, чтобы разрушить царство диавола, потому что род человеческий томился под властью диавола, под властью греха и смерти. Но не просто разрушить царствие диавола, а основать Свое Царство, которое есть Церковь – благодатное Царство Святой Троицы, Царство Христово, причастниками которого мы все стали в Таинстве Крещения, а в особенности в Таинстве Евхаристии, Святой Литургии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христова. Об этом Царстве мы возвещаем каждый раз, когда во время Литургии говорим: «Благословенно Царство Отца, Сына, и Святого Духа!». Именно это Царство Господь приходит в Иерусалим основать. Это Царство есть Церковь.
И сегодня также Господь входит в Иерусалим как первосвященник для того, чтобы отдать Свою жизнь ради нашего спасения. Мы торжественно встречали Господа как священника, который шествует на Голгофу, на жертвенник, где Господь как человек приносит себя в жертву, но как Бог вместе с Отцом и Святым Духом принимает эту жертву. Это богословская тайна.
Господь приходит в Иерусалим, чтобы здесь совершить Литургию, Евхаристию для того, чтобы умереть и дать Себя в пищу верным, тем, которые будут в последующие поколения причащаться Его Тела и Крови и обретать спасение, обновление, преображение и изменение.
Сегодня мы встречали Господа, как и прежде иудеи, с ветвями в руках. Эти ветви, конечно, не являются самым главным в празднике, но они украшают сегодняшний праздник. Это ветви, которые были мертвы зимой, но ожили весной. Они являются символом Воскресения, которое мы ожидаем в скором времени. Они оживают, и мы с вами оживаем, потому что благодаря крестной жертве Спасителя оживает, обновляется, как эти ветви, наша душа. Они являются символом Воскресения Христова, символом победы Господа Христа и нашей победы над грехом, диаволом и смертью. По традиции, христиане освещают эти ветви и хранят их в своих домах как память о Страстной Седмице, как память о напряженном ожидании светлой радости Воскресения Христова.
Неделю назад в Праздник Благовещения на священниках были голубые ризы, потому что голубой – цвет чистых небес, цвет, символизирующий величайшую чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. Сегодня же цвет наших одежд – зеленый. Это цвет тех веток, которые иудеи приносили, встречая Господа, и которые мы держим сегодня в руках. Это цвет жизни, цвет весны, цвет Воскресения, которого мы ожидаем. Это также цвет обновления природы и символ обновления наших душ благодаря Воскресению Христову.
Наш православный народ хранит память о тех евангельских событиях, и интуитивно, движимый благодатью Божией, приходит в храм. Не только своим каким-то сознанием и пониманием тех событий, но и благодатью Божией. Это радостно и утешительно. Но с другой стороны есть и скорбь. Почему? Потому что многие и тогда, в Иерусалиме, встречали Господа, но как мало было людей в дни страданий Господних – в Великую Пятницу. У Креста Господня был апостол Иоанн Богослов, матерь Божия, жены-мироносицы, но совсем не было других учеников, не было апостолов, не было людей, которые толпами встречали Господа, когда Он входил в Иерусалим. К сожалению, у нас бывает так же. Сегодня много людей. Казалось бы, все они должны быть в Великую пятницу на службе, но многие будут заняты мирскими делами, подготовкой к Празднику, уборкой дома, покупками того, чем будут разговляться на Пасху. И, к сожалению, очень мало людей приходит в Великую Пятницу – мы видим практически пустые храмы. Наш народ мало понимает эти вещи и мало знает Господа Христа, нуждается в просвещении, в проповеди, в том, чтобы его «пригласили» в храм. Надеюсь, что в будущем в эти великие дни, когда вспоминается суд над Богом и смерть Бога, в наших храмах будет больше людей».
Беседовала Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов