С давних времен людей влекли святые места. На заре христианства паломники шли в Иерусалим. Сегодня же святынь достаточно и в нашей стране, однако это не умаляет потребности православного человека в странствиях по стопам Господа, Божией Матери и апостолов. Кто же он – современный паломник? Куда он едет и каким святыням поклоняется? На эти и другие вопросы отвечает нашему корреспонденту председатель Паломнического отдела Святого апостола Андрея Первозванного, епископ Южненский Диодор, викарий Одесской епархии.
Какая роль отведена паломничеству в христианстве?
Паломничество – очень важный аспект в жизни каждого верующего человека. Особенно сегодня, когда средства передвижения и коммуникации позволяют достаточно быстро добраться в любое место на нашей планете. Паломничество позволяет ощутить большую близость к Богу. Кроме того, это и отдых, и способ обогатиться внутренне, увидев другие города и страны, найдя новых друзей, получив много впечатлений. Паломничество – это подвиг. Ведь, невзирая на удобства, на относительный комфорт в поездке, это еще и стояние на службах, отказ от привычной обстановки, привычного общения, порой существенные материальные жертвы. Паломничество – это возможность увидеть, насколько богата Христова Церковь в культурном отношении. И люди, конечно, стремятся всегда поклониться святым местам.
Каковы истоки паломничества? Можно ли назвать первыми паломниками волхвов, шедших к новорожденному Иисусу?
Паломничество уходит корнями в древние времена. Я думаю, что первыми христианскими паломниками можно назвать волхвов. Хотя еще Иерусалимский Храм был предметом паломничества ветхозаветных верующих. Конечно, сначала это были иудеи и те пришельцы, которые познали Истинного Бога. Все они стремились в Храм Иерусалимский, чтобы увидеть жилище Иеговы. Современники говорят, что даже Второй Храм Иерусалимский поражал посетителей своим великолепием, красотой и богатством своего убранства. С той поры – с поры Смерти, Воскресения, Вознесения Господня, сошествия Святого Духа – Святая Земля неизменно влекла паломников. Влекло желание увидеть те места, по которым ходили Господь и Матерь Божия, где проповедовали апостолы. Влекли чудеса, которые происходят в Святой Земле. Схождение Благодатного Огня и удивительные явления, которые происходят на реке Иордан в Праздник Богоявления или на горе Фавор в Праздник Преображения замечены издревле. Влекла надежда на исцеление, на благодатные перемены во внутренней и внешней жизни, на утешение в скорбях. Влекла любовь к Богу, желание Ему угодить, послужить ему еще и таким образом.
Менялась ли «интенсивность» паломничества в разные времена?
Паломничество не прекращалось ни в один из периодов существования Христовой Церкви. Даже в самые жестокие гонения, как древние, так и новые. К примеру, перед крестиком, обозначившим гробницу святого праведного Ионна Кронштадтского (Иоанновский монастырь на Карповке в Санкт-Петербурге) в 30е годы ХХ века всегда видели коленопреклоненных людей. Менялись маршруты (во времена войн, например), но паломники всегда шли к святыням.
Отличается ли современный паломник от раннехристианского?
Разительно! Даже от тех, с которыми мне приходилось встречаться в начале 90-х годов. Человек, приходя в монастырь, оставался на послушание, он пропитывался духом, обстановкой. Он понимал, что, может быть, второй такой возможности у него не будет, поэтому старался задержаться подольше, в надежде получить заряд благодатной энергии, которая по возвращении домой будет помогать ему нести его жизненный крест дальше, в направлении Царства Небесного.
Сегодняшний паломник – это своего рода религиозный турист. Приехали, забежали в лавочку, накупили сувениров, приложились к святынькам. Хорошо, если отстояли Литургию и Причастились. Сегодняшний потребительский покупательский дух вытесняет ту древнюю неспешность, вдумчивость, серьезность и основательность в отношениях со святынями, с Богом и людьми.
Куда сегодня едут паломники?
Путешествие по святым местам нашей страны (которых, слава Богу, достаточно) сегодня доступно практически каждому. Паломнические поездки в Россию, например, уже дороже. Европа или Святая Земля, соответственно, еще дороже. Однако многие, тем не менее, посещают Святую Землю, бывают в Дивееве, на Валааме, на Соловках, некоторые даже неоднократно.
Есть культурный и исторический интерес к нашей стране. Конечно, впечатляет внешнее величие украинских и русских святынь, но когда к ним прикасаются изнутри, то это, тем более, никого не оставляет равнодушным. В нашем монастыре (Свято-Иверский Одесский мужской монастырь) есть паломническая гостиница. Бывают группы даже из стран, которых уже не назвать христианскими – из Нидерландов, из Бельгии. Что уже говорить о греках, болгарах и сербах с поляками!
Очень приятно, что и другие православные народы едут к нам. Они видят и у нас источники для облагодатствования своей души.
Можно ли сравнить паломничество с туризмом?
Внешне туризм и паломничество очень похожи. Но вот внутренне – это совершенно разные вещи. Паломников еще называют поклонниками. Они идут, чтобы поклониться святыне, подвигу, приобщиться благодати, напитаться той особой атмосферой, которая изобилует в святых местах. Цели разные.
Что может предложить паломнику православная Одесса?
Это, в первую очередь, монастырь на Фонтане – Свято-Успенский Патриарший. Монастырь, духовная история которого практически не прерывалась. Он был открыт в 1942 году, когда туда пришли монахи, которых изгоняли из других монастырей. Там по сей день наблюдается монашеская преемственность. Мощи Преподобного Кукши Одесского, Стопа апостола Андрея Первозванного, чудная икона Божьей Матери «Млекопитательница» с частицами риз Спасителя и Божией Матери. Конечно, это и духовно умудренные старцы, которые видели еще ту Церковь, дореволюционную, – отец Вадим, архимандрит, который был наместником монастыря, отец Никон, который был почаевским монахом (он был выслан сюда за то, что спас от закрытия Почаевскую Лавру). Это живые святые – люди, которые уже сегодня облагодатствованы настолько, что они могут исцелять и души, и тела человеческие, указывать правильный путь своим собственным примером.
Когда мы устраиваем поездки по Одессе, мы стараемся, чтобы это была пятница, чтобы все могли попасть на акафист Божией Матери в Свято-Успенский кафедральный собор. Это духовное сердце нашего города. Он хранит самую главную святыню – Касперовскую икону Божией Матери, которая трижды спасала Одессу от захватчиков, трижды не давала вражеской ноге ступить на территорию нашего города, топтать, осквернять его улицы, дома и святыни. И сегодня, когда все многотысячное молитвенное собрание встает на колени и одними устами прославляет Царицу Небесную – это никого не оставляет равнодушным. Даже москвичей, которые уже привыкли ко всему, а уж приезжих из других мест – тем более.
Ваш совет человеку, который хочет отправиться в паломническую поездку, но не знает, куда именно.
Мне бы хотелось пожелать одесситам, чтобы прежде, чем отправляться в другие города и страны на поклонение святыням, они доподлинно изучили свои. Наши святыни, как и любые другие, – это драгоценные многогранные камни, в которых, как ни поворачивай, каждый раз будешь видеть что-то новое. Это такие благодатные источники, припадая к которым, черпая из них духовную влагу, ты не будешь жаждать никогда. Это те духовные маяки, ориентируясь на которые, мы никогда не собьемся с жизненного пути. Прежде, чем искать другое, нужно познать свое.
Беседовала Анна Разумова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов