Богослов и миссионер иеромонах Серафим Роуз
Не удивительно, что трудно быть христианином, почти невозможно. Никто сознательно не изберет жизнь, в которой чем праведнее живешь, тем быстрее умрешь, потому-то мы вечно ропщем, стараемся облегчить себе жизнь, пойти на компромисс со своей христианской верой, хотим и в мире сем преуспеть, и жизнь вечную стяжать. Но выбор сделать придется: либо счастье мирское, либо – вечное.
Дай же нам, Господи, силы идти путем Креста – иного для христианина нет.
Иеромонах Серафим (Роуз) - православный миссионер и катехизатор второй половины XX века, известный своими многочисленными публикациями на духовную тематику. За свою недолгую жизнь о.Серафим Роуз прошел нелегкий путь. Обретя православную веру, он проявил себя как талантливый писатель, богослов, неутомимый миссионер и наставник. Его писательские работы значительно повлияли не только на духовную жизнь Америки, но и на мировую православную общественность.
Иеромонах Серафим Роуз (Юджин Роуз в миру) родился и вырос в американской протестантской семье.С отличием окончив школу, он поступает в колледж недалеко от Лос-Анжелеса. Именно тогда юноша понимает, что протестанизм ему чужд. В 1956 году Юджин поступил в Академию по изучению Азии в Сан-Франциско, а спустя полтора года в Калифорнийский университет в Беркли. Курс сравнительной религии при академии привел его к изучению различных духовных школ.
В университете получил степень магистра, написав работу о древних наречиях китайского языка. В совершенстве знал французский язык и латынь. Занимался поиском аутентичной духовной традиции. После посещения русского православного собора Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско он попрощался с буддизмом и стал посещать православные богослужения, учить русский язык, читать православную духовно-назидательную литературу.
В феврале 1962 году он принял православное крещение, принадлежал к юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), являясь духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского. Затем он подружился с потомком русских эмигрантов, выпускником православной духовной семинарии в Джорджанвилле Глебом Подмошенским. Обьединившись, они начинают издавать бюллетень «Православный вестник», затем открыли при храме лавку «Православные иконы и книги», ставшую одним из оплотов русского православия в Америке. Окончив теологическую школу в Сан-Франциско, он работает чтецом в храме. Параллельно изучает русский язык. В середине 1960-х годов Юджин и Глеб принимают решение создать православное братство. В 1967 году на севере Калифорнии в лесу недалеко от г. Платина на земельном участке был возведён скит. В 1969 молодые люди переезжают в скит, а в 1970 принимают монашеский постриг: Юджин под именем Серафим (в честь Серафима Саровского), а Глеб под именем Германа (в честь Германа Аляскинского). В монастыре продолжается работа по издательству «Православного вестника», а также продолжается печать книг духовно-просветительного и богословского содержания, ведется миссионерская деятельность.
Интересен и необычен опыт миссионерской деятельности американского православного богослова отца Серафима Роуза, проводившего катехизаторскую работу с представителями субкультуры панков, которые, как известно, являются одной из самых агрессивных субкультур. Идеология панк-движения основана на протесте против существующих общественных норм, нонконформизме, эпатаже и радикальном нигилизме, который выражен в ненависти ко всему окружающему и к самому себе. Диалог с панками возник не сразу. Отец Серафим при помощи отца Дамаскина поэтапно проводил работу с молодыми людьми, отчётливо осознавая специфику данного сообщества.
За свою недолгую жизнь о. Серафим Роуз написал десятки статей и несколько книг: «Православие и религия будущего» (1975); «Душа после смерти» (1980); «Будущее России и конец мира» (1981); «Святые отцы: верный путь христианства» (1983, опубликована посмертно).
О.Серафим Роуз не раз отмечал, что для сохранения веры и образа данного Богом необходимо прилагать большие духовные усилия, особенно это тяжело в современном мире: «Без постоянной сознательной православной борьбы любая, самая лучшая община превратится в этакую «теплицу» с искусственным православным «климатом», в которой лишь внешние проявления Православия «дарят радость», входят в привычку, а душа не меняется, пребывает в лености и довольстве, вместо того чтобы учиться спасаться в борении. Сколько примеров: становится община процветающей и известной и теряет драгоценное рвение и единодушие первых трудных дней. Нет рецепта богоугодной православной жизни. Всякое ее внешнее проявление может оказаться фальшивым, всё зависит от состояния души, трепетно предстоящей Богу, во всём поступающей по закону Его, превыше всего ставящей то, что от Бога».
Отличительной особенностью иеромонаха Серафима было его убеждение идти по «царскому пути» — ходить по умеренному, среднему пути, избегая обеих крайностей: справа: «Мы можем сказать, что "царский путь” истинного Православия сегодня — это среднее, которое лежит между крайностями экуменизма и реформаторства с одной стороны и "ревности не по разуму” (Рим 10, 2) с другой. Истинное Православие не идет "в ногу со временем”, с одной стороны, но оно не делает "строгость”, "корректность” или "каноничность” (что все положительно само по себе) оправданием для фарисейского самодовольства, эксклюзивности и недоверия, с другой”.
Люди, знающие о.Серафима вспоминали его как носителя неугасимого внутреннего света, который батюшка дарил всем нуждающимся:
« Смерть о. Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета лежавшее в досчатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать.
Архиепископ Хризостом. «Воспоминания об о. Серафиме (Orthodox America, Aug.-Sep. 1982)»
Подготовила Татьяна Андреенкова