Где суеверие, там и безверие
О дресс-коде, к которому обязывает нас посещение храма, известно всем: женщины должны покрывать голову, носить платья и юбки не выше колен, да и мужчинам в пляжных шортах в церкви никто не обрадуется. Но вот само понимание Церковных Таинств оставляет желать лучшего. Создается впечатление, будто современный человек не видит принципиальной разницы между религиозными понятиями и различными суевериями; в его головецитаты из Евангелия смешиваются с высказываниями из книг откровенно сектантского толка – все это порождает хаос и непонимание ключевых аспектов христианства вообще и Православия в частности.
Во здравие за упокой
Возможно, всему виной информационное поле. Новости ежедневно обрушиваются на человека лавиной. И выходит, что мы вроде бы в курсе всего, что происходит в мире, но лишены возможности анализировать события. Мы впитываем огромное количество информации, но эта информация поверхностна и скупа. Из-за этого нам сложно отделять зерна от плевел, правду ото лжи. Сейчас достаточно иметь минимум сведений в любой области, чтобы получить возможность рассуждать о чем-то.
– Слушай, у меня проблема – не могу никак сдать на права...
– Так съезди к Матронушке в Покровский монастырь, она всем помогает.
– Что, правда? А она много берет за прием?
– Мой друг серьезно заболел, соседи сказали, порча...
– Да ты что?? Тебе нужно в храм сходить, помолиться Николаю-Угоднику, да еще поставить ему свечку, да смотри зажги не от другой свечи, а от лампадки, и непременно правой рукой – а то если левой зажжешь, то хворь на тебя перекинется...
– Мне тут конкурент насолил: обратился к какой-то бабке, у меня весь бизнес на нет сошел. Не знаю, что делать...
– Как что делать? Пойди в храм, подай записку о нем, только имя впиши под шапкой «за упокой» – вмиг упокоится!
Такие разговоры, больше похожие на анекдот, в наше время не редкость. И хорошо, если некто стоящий рядом объяснит, что Матронушка – это не какая-то ныне живущая знахарка, а давно упокоившаяся в Боге праведница, и что не имеет значения, какой рукой ставить свечку, и что навести порчу на верующего крещеного человека невозможно, и что вообще такого понятия как порча в церковном лексиконе не существует. Но если никого разумного рядом не окажется, то ложное знание начинает множиться, и в сознании людей происходит подмена понятий. Дальше можно наблюдать очевидное смешение язычества, глупых суеверий с истинно христианским мировоззрением. То, что в христианстве обозначено глубоким понятием «Таинство», в народе становится ритуалом. Таинство – это приобщение, это общение с Живым Богом, а ритуал – это просто комплекс действий, который должен вызвать определенные последствия: делай то-то и то-то, чтобы умилостивить божество, и не делай этого – чтоб его не разгневать.
Например, если посмеешь поставить на пол в храме бутылку с освященной водой, какая-нибудь бабуля – личный «секретарь Бога» – обязательно шикнет на тебя: как, дескать, смеешь, еретическая ты голова, ставить святыню на пол! И если прихожанин из робких и неопытных, то он от такого замечания мгновенно сникнет, а может, и в храм больше не придет. Тогда как на самом деле ничего страшного он не совершил: от того, что вода постоит на полу, она не станет менее святой; святая вода не теряет своих свойств и тогда, когда входит в наши грешные тела, в которых грязи побольше, чем на этом полу. Да, дома стоит относиться к крещенской воде как святыне и найти ей достойное место хранения. Но в транспорте, а тем более в храме, если емкость большая, ничто не препятствует тому, чтобы поставить ее на пол. А вот откуда пошло такое суеверие, можно узнать, побывав на приеме у какой-нибудь целительницы: дав вам заговоренную воду, она непременно предупредит, чтобы вы ни в коем случае не ставили ее на землю – в таком случае «вся сила уйдет».
От креста до талисмана
К тому же разряду заблуждений можно отнести одержимость людей христианской символикой в быту. Человеку уже недостаточно икон дома и креста на груди, он стремится обвешать себя различными ладанками, цепочками, панагиями, браслетами и т.д. Здесь происходит смешение понятий образа и личности, символа и реальной действительности. Нередки случаи, когда люди после удачного путешествия говорят «Николай-Угодник помог», и прикладываются к иконе с благоговением, чтут и эту икону, и самого святого как единственную личность, которая помогла им осуществить успешный вояж. Человек не говорит «по молитвам свт. Николая», а прямо благодарит только его. Да, святого можно и нужно благодарить за оказанную помощь, но все жившие и ныне живущие праведники всегда признавали, что все чудеса происходят по воле Бога, Он Сам управляет миром, а святые –только проводники нетварных энергий, благодати, которая исходит от Господа.
К самой благодати отношение становится тоже весьма странное. Многие из тех, кого в храме можно увидеть только в праздник, воспринимают православные святыни и мощи как некие «аккумуляторы божественной энергии», от которых можно «подзарядить» что угодно, даже носовой платок, чтобы носить его позже в кармане как оберег от «дурного глаза». Совсем другое дело, когда человек прикладывается к святыне сам и прикладывает нательный крестик или иконку с мыслью о том, что он приобщается благодати Духа Святаго, почивающего на этой святыне, а предмет, к ней приложенный, освящается в особом благодатном месте. Очевидно, что люди разного духовного наполнения и к церкви относятся по-разному: для кого-то это – сама жизнь, для кого-то – один из способов решить свои проблемы при помощи «высших сил». Последние забывают главное: что «Царство Божье внутрь вас есть» (Лук. 17: 20-21) и что каждый, кто был крещен, на кого положена «печать дара Духа Святаго», может раздуть (путем смирения, поста и молитвы) искру данной «авансом» благодати в сильное пламя веры и любви, и таким образом спасет не только себя, но и, по словам преп. Серафима Саровского, «вокруг спасутся тысячи».
Отношение к нательному кресту тоже порой искажается. А ведь по сути не так важно, большой он или маленький, золотой или деревянный, на изящной цепочке или простой нитке. Это священный символ Того, Кто был распят и тем самым победил смерть, а не украшение или талисман «на удачу». Так же, как и браслеты, состоящие из большого количества иконок с изображением Божьей Матери, Николая Чудотворца и других угодников Божьих. Как бы ни были малы эти изображения, они все-таки связаны с первообразом и требуют такого же благоговейного отношения, как и иконы в храме. И крайне печально, когда некоторые начинают думать, что если на их руке такой браслет, то молиться не обязательно, святые сами создадут вокруг них «защитный кокон». В конечном счете, именно такие люди, бывающие в храме только по большим праздникам, начинают просвещать ближних: говорят, например, что если предстоит рискованное предприятие, то нужно обратиться не к своему ангелу-хранителю, а напрямую к Архангелу Михаилу – так понадежнее будет.
Красной нитью…
Отдельной строкой стоят суеверия, никак не связанные с Православием. Их очень много, и большинство примет уходит корнями в седую древность, когда человек воспринимал окружающий мир совершенно по-другому и в своем интуитивном его понимании находил такие связи между явлениями, которые современная логика принять не может. Нет нужды разбирать подробно, почему нельзя свистеть от нечего делать или чем опасна переходящая вам дорогу черная кошка. Однако если обратиться еще раз к «браслетной» теме, то нельзя не отметить последнее веяние в кругу людей, опасающихся порчи и сглаза, – «красную нить».
Красную шерстяную (шелковую, льняную) нить можно увидеть сейчас на запястьях многих как западных (Мадонна, Бритни Спирс, Дэвид Бэкхэм), так и отечественных знаменитостей (Лера Кудрявцева, Лолита, Филипп Киркоров). В подражание им нить стали носить повсеместно, в том числе ее можно увидеть и на запястьях прихожан православных храмов.
Если спросить счастливого обладателя этой нити, для чего он ее носит, тот, скорее всего, пожмет плечами и ответит: «От сглаза». Мало кто знает, что традиция носить красную нить существует в восточном буддизме. Например, Кармапа, глава линии одной из школ тибетского буддизма, может подарить такую одному из тех, кто побывал у него на аудиенции. В этом случае нить будет символизировать процесс передачи знания от ее носителя к тому, кто это знание получил. Однако больше ассоциаций с Каббалой – эзотерическим учением в иудаизме. Увлечение Каббалой стало модным среди западных звезд, такой же модой стала и красная нить.
Героиня ветхозаветного предания Рахиль (Рахель), жена патриарха Иакова, умерла при родах, подарив мужу сына Вениамина. Ее гробница находится в Вифлееме, и она очень почитается евреями, т.к. символизирует образ страдающей матери, Праматери, как бы объединяющейся со всеми другими матерями. Согласно учению Каббалы, места упокоения праведников являются средоточием энергии, присущей им при жизни. Существует традиция обвязывать могилу Рахили красной нитью, которая как бы заряжается этой энергией, и впоследствии под ее материнской защитой находится всякий обладатель хотя бы части такой нити.
Стоит только забить в поисковике «купить красную нить», и тут же появится не один десяток ссылок. Причем есть сайты, которые продают их пачками: по две, по пять, по десять штук – и все «оригинальные», с той самой гробницы в Вифлееме. Красная нить семь раз оборачивается вокруг гробницы, читаются определенные псалмы, проводятся особые каббалистические ритуалы – это и рекламный ход фирм, продающих возможные «подделки», и в то же время – реальная действительность. Прежде чем попасть в обращение, нить проходит определенный ритуал. И перед тем, как надеть такую нить на запястье, человек прочитывает специальную молитву Бен Порат.
Излишне будет говорить, что это явный оккультизм, проще говоря – колдовство. Да и не так важно для православного христианина, каким образом и где «освящен» тот или иной амулет (ведь простую нить можно повязать на запястье без всяких заговоров, чтобы быть «как все»), снимает он его перед походом в храм или оставляет дома: главное, что, используя тот или иной предмет в качестве защиты, человек пренебрегает единственным настоящим Защитником – Богом. Тем Самым Богом, без Чьей Воли «и волос не упадет с головы человека» (Мф. 10:30). Прибегая к различным оберегам, человек сомневается в Божьем всемогуществе, не доверяет Ему – а значит, и не верит в Него. Тогда и присутствие в храме на соборной молитве становится тягостной повинностью, необходимой, но не очень приятной процедурой для гигиены души – как ежедневная чистка зубов по утрам для гигиены тела. А Бог ждет от нас искренней молитвы, открытого предстояния перед Ним, свободного от всяких предрассудков ума и чистого сердца.
Иван Коваль