Некоторые еретические или просто вредные для Церкви идеи периодически возникают в определенных исторических условиях. Сейчас, когда на общественное сознание наступает постмодерн, который, среди всего прочего (часто замечательных, даже с точки зрения христианства, вещей), дает и некоторые спорные и противоречивые идеи. Среди них идея о невозможности истинного (объективного) знания. Данное воззрение интенсивно заполоняет умы как церковных, так и не церковных людей, в том числе и некоторых представителей гуманитарной университетской среды. Вред такого положения для любой науки очевиден. Исследователь не верит в то, что может приблизиться к объективности, насколько это возможно. В результате, вместо того, чтобы провести глубокое исследование, он не видит в этом смысла, потому что не верит в возможность добиться результата.
В духовной жизни последствия могут быть хуже. Здесь неверие в возможность истины порождает ереси и искажает учение Церкви. Иногда облекается в несколько другие, часто более радикальные, оболочки, чем то, что мы видим в мирском сообществе. Принявшие эту идею, считают ненужными чтение Священного Писания и духовных книг, размышление о богословии, изучение церковной истории и житий святых… В древней Церкви эта идея была воплощена в ереси гносеомахов (букв с греч. борьба со знанием). Долгое время считалось, что это чисто монашеская ересь, но она в разное время была распространена среди самых разных слоев населения. Некоторые из монахов и мирян считали, что мирские, как и духовные, знания отвлекают от спасения. Святой Иоанн Дамаскин в книге «Краткое изложение ста ересей» пишет о гносеомахах следующее: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищет каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию». Этой работой Иоанн Дамаскин, живший в восьмом веке, зафиксировал появление целого еретического течения.
Святые отцы начали бороться с этой идеей намного раньше. Среди них Григорий Богослов, говоривший: «Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве». Тот же Иоанн Дамаскин в работе «Философские главы» говорит, что можно изучать даже язычников, то есть исследовать всё, что принесет пользу, но исследовать разумно и с некоторым критицизмом.
Наше знание не должно нас превозносить над другими, это как некая духовная потребность приблизиться к Богу, который суть «Свет, Истина и Жизнь». (Ин. 14, 6)
Идеи гносеомахов могли распространяться без непосредственного участия сторонников идеи. Часто причины её появления в душах верующих бывают куда прозаичнее, чем «наступление постмодерна» или влияние древних заблуждений. Лень, уныние, нежелание себя менять куда более опасные в этом плане вещи. Иногда не хочется смотреть по-другому на то, что кажется понятным или просто не хочется проблем. Бывает, что человек считает себя толи немощным, толи недостойным для получения какого-то знания. Можно сказать, что все это есть формы скрытой гносеомахии.
Если рассматривать два принятых в Церкви пути познания Бога – естественный и сверхъестественный, – то в пользу необходимости первого можно указать большую ясность и меньшее количество искушений. Хотя и о значении второго забывать не приходится. Неужели человек, который считает, что Писание не нужно, отцы не нужны, или не читает их из чувства недостойности, считает, что сможет познать Бога только сверхъестественно?
После того, как за религиозные взгляды в нашей стране перестали преследовать, прошло уже более 20 лет. Раньше мы покупали брошюры с объяснением насущных проблем христианской жизни, но сейчас нужно переходить на новый этап, тем более, что с появлением Интернета, возможности богословского самообразования существенно увеличились. Мир развивается и требует от нас ответов, мы развиваемся и часто не удовлетворяемся тем, что у нас есть, но хуже всего, когда мы ничего не делаем, чтобы узнать сказанное до нас, те ответы, которые уже даны. Конечно, иногда сложно читать Библию или святых отцов без специальной подготовки, но это достижимо. Как сказал Христос, «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся».
Владислав Водько
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов