19 ноября 2014 года по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела митрополита Одесского и Измаильского в корпусе Одесской юридической академии по адресу Пионерская, 4 состоялось заседания Православного дискуссионного клуба.
По сложившейся традиции Православный дискуссионный клуб открыл свои двери не только для ребят из одесских православных молодежных клубов, но и для студентов Одесской юридической академии. Лекцию, которая лежит в основе заседания, в этот раз читала кандидат наук, доцент Ирена Анатольевна Бальжик. Называлась она «Наказание в церковном праве» и была посвящена понятиям преступления и наказания, а также тонкостям превентивных мер, которые применяет Церковь к тому, кто нарушил установленные ею правила и законы.
Лектор отметила главные отличия наказания в церковном праве от наказания в праве светском:
- Наказание применяется только к членам Церкви, которые добровольно приняли закон Церкви.
- Наказание направлено на спасение души грешника, его исправление и покаяние. То есть кара не является самоцелью.
Наказание в Церкви обозначается как лишение духовных прав и благ. А следует наказание за преступление, именуемое в Церкви «грехом». Докладчица напомнила слушателям слова святителя Иннокентия Херсонского о том, что «грех есть беззаконие». Это значит, что любой грех является невыполнением какого-либо церковного закона, то есть несоблюдение какой-либо заповеди. Именно Заповеди Божии, как отметила лектор, лежат в основе всех мировых правовых систем.
Рассказала Ирена Анатольевна и о самих видах церковных наказаний. Они бывают двух видов: наказания для мирян (анафема, малое или простое отлучение от Церкви, отлучение от Причастия, епитимья) и наказания для клириков (лишение сана/монашества, запрещение служения, запрет на участие в Богослужении, запрет занимать церковно-административные должности). Церковный суд тоже имеет разграничения, в зависимости от тяжести согрешения и положения согрешившего. Например, суд внутренний касается только частной жизни человека. В этом случае судьей выступает духовник. Суд внешний напоминает по своей форме светский. Тут судья – епископ. На таких судах, например, оглашается анафема. Этот вид наказания известен еще с ветхозаветных времен, а основанием его являются слова Христа: «Если же и Церкви не послушает, то будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18;17) Наиболее известные случаи предания анафеме последних веков являются Иван Мазепа, Лев Толстой и раскольничий патриарх Филарет (Денисенко).
Завершила свою лекцию Ирена Анатольевна словами о том, что, в целом, каждый человек, независимо от веры, располагает законами совести, которые полностью совпадают с основополагающими законами общества – Божиими заповедями.
По завершении лекции докладчица ответила на вопросы присутствующих и отметила, что была бы рада подготовить еще не один доклад для интересующейся тонкостями права православной молодежи.
Напомним, что «Православный дискуссионный клуб» - это совместный проект Миссионерского отдела Одесской епархии и Национального университета «Одесская юридическая академия». На заседаниях клуба всегда присутствуют священнослужители (например, в этот раз в заседании приняли участие клирики Храма святой мученицы Татианы протоиерей Сергий Кударенко и протоиерей Стефан Осадчук), которые также готовят доклады на заданную тему и отвечают на вопросы присутствующих. Таким образом, кроме того, что Православный дискуссионный клуб выполняет роль образовательного проекта, он еще и содействует активной молодежной коммуникации.
Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов