Что такое гордость?
19 мая 2015, 1 817, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок
С детства нам знакомо утверждение о том, что гордым быть неприлично. Но и заниженная самооценка еще никому не приносила полезных плодов, а одни лишь неприятности. Каждому человеку необходимо самоуважение, наличие собственного достоинства. Это важное условие для психического и духовного здоровья. Если человек удовлетворен результатами своего труда, если он ставит перед собой цели и достигает их, то он доволен собой и испытывает чувство радости.
Это вполне естественное состояние, присущее каждому. Обладая нормальной самооценкой, человек сможет постоять за себя и своих близких, правильно формировать ценностные ориентации. Любовь к себе в разумных пределах – это толчок к саморазвитию. Но зачастую это чувство трансформируется в болезненные формы и начинает приносить духовный вред. Наверняка каждый из нас видел, как ведет себя человек, одержимый чувством гордости. Он смотрит на всех пренебрежительно, сверху вниз, всячески демонстрирует свое превосходство над другими, не терпит критики и возражений. Такие люди часто сознательно отталкивают от себя тех, кого считают ниже себя по уровню развития.
Согласно православному учению, крайняя степень гордости – гордыня, она может проявляться в разных видах. Очень часто этой страсти подвержены люди, которые обладают разными талантами и кому многое дано. Они не видят ничего вокруг себя и полностью поглощены собственными успехами и переживаниями, часто игнорируя проблемы и потребности окружающих. О таких людях часто говорят «самовлюбленный нарцисс». Может быть и иная ситуация, когда человек переживает какое – либо горе и настолько погружается в него, что ни о чем и ни о ком другом и думать не желает, делая свои переживания смыслом жизни.
Известный православный публицист Иов (Гумеров) говорит о понятиях гордости и гордыни в современном понимании: «Слова гордость и гордыня не только однокоренные, но и синонимичны. По свойству русского форма слова гордыня может означать непомерную гордость (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова). Встречающаяся в литературе попытка провести оценочное различие этих слов, по-видимому, возникло из-за изменений в русском языке. В современном светском словоупотреблении гордость часто рассматривается как положительное качество. Например: чувствовать гордость за свою страну. На языке духовном гордость всегда является самой опасной страстью. «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий)».
В современном мире гордость культивируется как позитивное качество. Людей учат не терпеть недостатки друг друга, а гордо хлопнув дверью, уйти навсегда с мыслью о том, что «я достоин лучшего». Так разрушаются семьи, страдают дружеские взаимоотношения. Ориентация на себя и свой эгоизм – это то, в чем убеждает нас современная мораль.
Преподобный Макарий писал по этому поводу одному из своих духовных чад: «В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Старцы предупреждали о том, что гордость открывает душу для влияния нечистых духов и делает человека очень уязвимым.
Преподобный Варсонофий описывал гордость как признак беснования: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Многие подвижники благочестия отмечали, что гордятся чаще всего те люди, у которых, как правило, нет никаких достижений. В данной ситуации гордость является способом самоутверждения. Преподобный Амвросий Оптинский рассказывал такой случай: «Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
Некоторые люди не замечают своей гордости, считая, что сними все не все так уж и плохо. Но существуют отличительные признаки этого недуга. На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, отвечает:
«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Татьяна Андреенкова