Благодатное время Великого поста
Наступил Великий пост – время особого духовного делания. Ведь пост, – это своего рода духовный подвиг. Человек сознательно отказывается от определенного рода пищи и переходит исключительно на растительную. Действительно, по церковному уставу в Великий пост нельзя употреблять мясо – молочные продукты, яйца. Пища с растительным маслом и вино, за редким исключением, разрешается только в субботу и воскресенье: рыбную икру можно вкушать в Лазареву Субботу, и рыбу только на праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Конечно же, для некоторых людей, немощных, больных и т.д., могут быть исключения.
У православных христиан, с началом поста меняется не только рацион питания, но и весь уклад их повседневной жизни. Многие стараются на первой неделе поста, ежедневно, утром и вечером бывать в храме, где богослужения проходят особым чином, совершаются поклоны и звучат великопостным распевом песнопения, читаются тексты Священного Писания, прежде всего псалтирь. Облачения у священников – темных тонов, свет в храме приглушен, мерцают свечи и лампады. Сама атмосфера храма не может оставить человека равнодушным и настраивает его на покаяние и молитву.
Многие ждут это благодатное время, когда смогут очистить свою душу и приблизиться к Богу. Конечно же, человек должен к этому стремиться в течение всей своей жизни, но будучи немощным по своей природе, ему тяжело постоянно находиться в напряжении своих духовных и физических сил. Человеку свойственно желание отдохнуть, расслабиться, чем то развлечься. В Древнем патерике описан пример из жизни преподобного Антония Великого, когда один охотник очень смутился, увидев, что подвижник шутит со своими учениками. Тогда Антоний предложил ему натянуть тетиву своего лука. Тот исполнил. «Натяни еще»,– сказал ему святой. Тот исполнил. «Еще сильней», – предложил ему подвижник, «но тогда лук переломится»,– возразил охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоро впадет в грех»,– отвечал преподобный.
Поэтому пост, как раз является тем временем, когда человек собирается с мыслями и настраивает себя на духовную жизнь.
И не случайно Великий пост наступает в преддверии весны и Праздника Пасхи. Ведь после зимы вся природа, как бы просыпается и преображается. Она оживает и меняется к лучшему своему состоянию. Для внимательного человека это будет напоминанием, что и ему нужно измениться к лучшему; воспрянуть от греховного сна, ожить для духовной жизни и преобразиться.
И Великий пост хорошее время для того, чтобы немного потрудиться над собой, осознать свои грехи и принести Богу покаяние. Покаяние в переводе с греческого языка – перемена ума, изменение сознания всего человека, его поведения, а значит и образа жизни. И часто человек осознает, что его образ жизни далек от совершенства, но он не всегда может своими силами изменить свою греховную натуру. Суета и соблазны этого мира затягивают человека, мешают ему сосредоточиться на самом главном, на спасении своей души. Здесь нужна помощь Божия.
И Господь говорит, «Без Меня не можете делать ничего» (Ин: 15;5). Поэтому пост – это то благоприятное время, когда человек может изменить себя.
Даже официальная медицина признает, что временное воздержание от животных белков и жиров, благотворно действует на организм человека. Но все же пост это не диета, и не лечебное голодание, когда ставится цель сбросить лишние килограммы и похудеть, но пост телесный не будет иметь смысла без поста духовного.
Великий учитель Христианской церкви Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься,– нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Если мы только отказываемся от мяса, но не отказываемся от каких то развлечений и пристрастий, не заполняем свою душу молитвой, чтением духовных книг и добрыми делами, то ее могут заполнить злоба, гнев и прочие страсти. Но если человек стремится к духовному совершенству, то Бог ему будет в этом помощником. Ведь Он Сам сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф.5;48).
Протоиерей Олег Мокряк,
специально для газеты «Слово»,
№11(1236) от 16.03.2017 г.