12 июля в рамках четырнадцатой международной православной выставки-ярмарки «МИР ПРАВОСЛАВНЫЙ» состоялась очередная встреча с писателем Ю.Воробьевским и режиссером Е.Козенковой.
В этот праздничный день первоверховных апостолов Петра и Павла встреча началась с молитвы перед началом всякого дела «Царю небесный ...»
Далее выступала Елена Козенкова - режиссер многих фильмов на православную тематику. Е.Козенкова :
«Господь может покарать человека, а может повернуть в нужном направлении. Я сегодня хотела бы начать нашу встречу с видеосюжета фильма «Православный календарь» о первоверховных апостолах Петре и Павле. Сюжеты из этого «Православного календаря» любят использовать православные каналы. В вас, например, каналы «Преображение», «СОЮЗ». Календарь начинался с Одессы. Съемки были начаты на Святой Земле, но именно в 90-х годах с Одессы во Святую Землю отправлялись люди, которых можно назвать Фомой неверующим, вместе с православными людьми, со священниками. Преимуществом для многих была экзотичность такой поездки, как и когда-то для меня. Для Фомы неверующего нужно было вложить персты в раны, так и для многих Святая Земля — это место явления Богородицы, Христа, распятия Христа, апостольских страданий. Многим советским людям там нужно было побывать, чтобы вернуться к своей традиционной вере во Христа. Я тоже многое почувствовала в этой поездке. Мы вернулись со Святой Земли другими людьми. Я тогда была спецкореспондентом программы «Время». Я привезла огромное количество видеоматериала. Мы снимали в Греции, Израиле, Турции — территория Византии, в Египте — гора Сион, то есть Святые Земли. Мы сделали очень много уникальных кадров. Когда я вернулась в программу «Время», от меня собственно немного требовалось, просто рассказать о новом явлении, сделать сюжет о возрождении православного паломничества, такого факта, который был когда-то в истории. Если вы знаете, существовало Палестинское общество. Его возглавлял великий князь из семьи Романовых — муж Елизаветы Федоровны, о чем до сих пор чувствуется. В Сирии и Ливане есть огромное количество храмов, которые принадлежат Александрийскому патриархату и там куда ни зайдешь — дары русских императоров, либо паникадило, либо еще часть утвари. И нужно сказать, что Россия в этом смысле до сих пор остается Третьим Римом, чтобы не происходило. Понимаешь, что такое Вселенское православие и роль России в этом. Тогда вспоминаешь изречения Святых отцов о том, что не важно, что происходит в мире, главное, что происходит в России. Россия определяет судьбу мира. А в этом смысле главное, что происходит в монашестве — это определяет судьбу русской православной церкви. Будет монашество, будет молитва, будут духоносные отцы, будут жены рожать монахов, людей расположенных к христианскому строению, к жертвенной молитве за мир, к поставлению себя для этого мира. Думаю тогда и конец времен будет отодвинут. За 20 лет в этом смысле прошло невероятное — возрождение монашеской традиции в России. Конечно оно возродилось после прерванной традиции. Это особая тема разговора.
Моя проповедь снимать кино и показывать. Многие священники, к которым я обращалась за благословением говорили, что фильм — это форма проповеди. И я убеждалась в этом. Я стала предлагать видеосюжеты из фильма «Православный календарь» на канале «Время». Я, как человек только воцерковленный, подумала, что нужен информационный повод для сюжета. Потом подумала, почему Пасха, Преображение или празднование Владимирской иконы Божией Матери не можеть быть таким поводом для сюжета. И стали появляться эти сюжеты в программе «Время». Есть даже люди, которые вспоминают, что в 90-е годы было так удивительно, когда православие стало возрождаться и сюжеты эти заблистали на центральных телеканалах. Я сейчас этому не удивляюсь, но тогда многие историки были против и говорили, что ты здесь устраиваешь религиозное телевидение. Хотя, как правило, их ставили в конец программы — культурологический блог. Были в группе сочувствующие люди — моя коллега работала выпускающей группы. И вот бывали случаи, когда оперативная информация не была готова, не принесли сюжеты с Гос думы, все идет с колес и скажем какой-то мой религиозный сюжет, который заверстали на 20 или 25 минуту, когда новости 15 минут, он никак не мог войти, вдруг проходил в эфире. Моя коллега Ирина говорила я сижу и думаю, хоть бы этот сюжет вошел и вдруг не принесли тот сюжет, и тот, и мой в монтаж вошел. И, наверно, так все в нашей жизни решается. Нужен один человек, который молитвенно вздохнет: «Господи, дай это» и если это нужно людям, Господь сотворит так. Нам нужно помнить об этом, понимать и не отчаиваться. Наблюдая разрушения производства, разрушения семьи своего сына … Сейчас в мире много разрушительных процессов. Зло стало слишком агрессивным. Тем не менее не надо унывать, а молитвенно вздохнуть : «Господи, да дай это, помоги!» и иногда мы увидим, какие чудеса случаются. Я вообще считаю чудом, что нет войны, о которой предвещали старцы в начале века, нет голодных времен. Все идет к этому, но Господь по молитвах отодвигает. Времена такие расплатные за то, что мы натворили. Но нам придется все это пройти.
Ещё я вам хотела бы представить фильм о возрождении монашеской жизни в России и роль женщины в этом. Его название - "Дорогою любви". Духовную ограду общества составляют женщины. Монашество - это воинство духовное. Возрожденным монастырям не хватает окормления. Очень важен молитвенный столп - духовник. Монашество-это жертва общества Богу, ограждение общества от великого зла. Феномен русской женщины. Достигнув многое, пошли за Христом - это и есть соль земли. Любовь сорадуется истине.
Свет, надежда и упование на Господа Бога.
Святая Русь у Бога любимая страна.
У нас есть фильм с Аркадием Мамонтовым о нашей точке зрения, как журналистов, «Битва за души». Нужно готовиться к войне с Россией, мы рассуждаем об этом не голословно. Спецкореспондент программы Аркадий Мамонтов очень информированный человек. Он много занимался вопросом о разрушении Российских оборонных предприятий, подготовил программу об этом, но, к сожалению, ее не выпустили. Он объездил много военных баз, оборонщиков. Я все это говорю не чтобы напугать. Просто если ты информирован, то ты вооружен.
90-е годы слом эпохи сфер жизни, начать поиск духовной опоры, смысла жизни. 90-е - это разрушение структур, кадровый коллапс.
Очень важно, чтобы была цель, отсюда наркомания, пьянство, демографическая ситуация. На сегодняшний день нет национальной идеи. Нация это понятие шире, чем народ. Русский значит православный. Белорусия, Россия, Украина - Святая Русь - молитвенная територия, один звон, один патриарх».
Юрий Воробьевский представил вниманию аудитории продолжение своей любой теме о Святой Горе - Афон. Неожиданный Афон … Какой он ?
Ю. Воробьевский: « Евлагитэ, окириес! - приветствие византийское.
Незримые старцы … В священной сакральной географии земли самыми высокими горами являются те, где находится храм Преображения Господня. Меня Господь сподобил на этих вершинах в этом храме быть, причащаться. Это также Хорив на Синае, куда поднимался Моисей, Фавор в святой Земле, вне всякого сомнения Афон.
Что же за незримые старцы, которые будут совершать последнюю Литургию. Предание о них по письменным источникам датируется ХУІІІ в.. Мы можем не верить, но о них пишут великие подвижники и старцы, в т.ч. приснопамятный старец Паисий.
Афон не Кавказ, весь полуостров 18 км рукой подать, перекрестье афонских тропов. Крутые ездят на джипах. Я говорю, что если хочешь паломничать, ты всегда должен хотеть спать и у тебя всегда должны болеть ноги. Ничего с собой не надо иметь. Мы были в первом паломничестве и как дураки на себе таскали свое многопопечение, рюкзаки с консервными банками. Думали, что приехали в Царство Царицы Небесной и Она оставит нас голодными. Вот целый день бывает ходишь, уже вечер, до сих пор ничего не ел и тут виноград растет это уже неплохо. Всегда встретишь в самом безлюдном месте какую-нибудь келлию, где монахи по афонскому обычаю отдадут тебе последнее. Мы сначала не знали, были у зилотов в бедной келлии. Не надо быть бестактным. Мы пришли и съели все их помидоры, чуть-чуть хлеба и оставили их голодными. Там ведь многие подвизаются по-серьезному. Ты идешь по афонской тропе, нужно брать с собой кроме молитвослова фонарик, потому что Южная ночь очень быстро падает и ты не заметишь, как можешь оказаться в темноте. А там пропасти, всякие змеи. Нужно нож, чтоб срезать кипарисовую толстенькую веточку, либо в соседних селениях купить красивый посох. Третья нога в горах на самом деле необходима. Ты превращаешься с туриста в паломника. Когда ты идешь, стучишь о камни этой палкой и вся эта ползающая тварь, всякие аспиды расползаются. Понимают, что идет человек. Змей много, есть смертельные, в частности азиатская гадюка Ефа, ее яд смертельный и есть такое же удивительное противоядие.
Память смертного часа. Что значит сакральная география? Ты идешь по этим узеньким тропиночкам, которые сейчас, к сожалению, заростают всякими лианами. Потому что больше любителей ездить. Кустами колючими, а эти тропы были выложены когда-то монахами. Во время когда Афон стал не частью Византии, а Османской империи, захватчики-турки думали о комуникациях, чтобы проходили конные отряды, они заставляли монахов мостить камнями эти тропинки. Вот они и сохранились. Приходишь на перекрестки, там иногда есть указатель,понадеялся на свой афонский опыт и вдруг видишь, что заблудился, тропинка заканчивается и не знаешь куда идти. Совершенно однозначно надо помолиться в тишине и попадешь в правильное место. Знакомый монах Евгений говорит, что его общий знакомый друг, когда подвизался в горах Кавказа, ему говорит: «Монах Афанасий быстро пошли, нет времени». А он садится. А тот человек экспрессивный говорит: «Господи, помилуй! Ты что издеваешься надо мной, что ли ?» «Ты знаешь отец, мне говорили, если говорят быстро-быстро, то нужно сесть и не идти никуда в этот момент. Потому что это бесовская суета.»
Так вот, старец Паисий, когда еще был молодым монахом, заблудился. Ночь. И тут вдруг откуда ни возмись появляется старец с длинной седой бородой и у него такая одежда, как старая мешковина, и вместо пуговиц и застежек скреплена деревянными щепочками. Ну, он ему сказал: «Чадо, не ошибайся больше. Иди туда.» И показал направление. И вот человек обычно, когда смотрит в направлении куда показывает старец, то старец исчезает. Есть две версии: ученый монах Власий на Афоне, который пишет об этих незримых старцах. Мы с ним общались об этом феномене, по молитве паломника те старцы, которые ушли, часто приходят на помощь. А другой — может быть действительно существует такое незримое братство незримых старцев, потому что есть предание, когда умирает один из этих 12 старцев, то братство приглашает кого-то еще. Иногда на Афоне такие почитаемые афонские старцы, монахи исчезают бесследно. Существует предание, что на Афоне есть такие молитвенники, молитвами которых держится весь Афон. Они существуют помимо этих 12 старцев. Считается, что в каждой афонской обители, а есть 12 монастырей, много скитов, многочисленных келлий, рассыпаных по всему Афону, есть такой молитвенник, может быть это игумен этой обители, а, может, человек, который является трудником и все считают его пьяницей, а он все это скрывает. И на Афоне, и в России существуют такие молитвенники. Все держится их молитвами, а не моими, молитвами тех сокровенных старцев. Иначе все бы превратилось в хаос.
Вот, например, Николай Гурьянов — это открытый старец для нашего утешения.
В труднодоступных келлиях были встречи с такими старцами, что свидетельствует о том, что эта святость на Афоне есть и никуда не делась. Есть она и здесь, в этом не надо сомневаться. А где есть святость, там большие бесовские атаки. А что, за левым плечом у нас нет беса? Я их, слава Богу, никогда не видел.
Вот Каруля — горное место, где подвизаются отшельники. Мы спускаемся, не расчитываем время, быстро опускается ночь. Мы подходим к запертым келлиям, стучаться там не принято. Останавливаемся. Что делать? Дальше можно спуститься к морю, но паром не придет уже в это время. Где ночевать? И тут идут навстречу албанцы, они выполняют функции Чечни в нашей стране, это специфическая криминальная публика, работают погонщиками, возят на своих мулах грузы в горной части. Они нам показывают, что мошенники и кричат «Папа, Янис!»
Вдруг голос по-русски : «Кто такие?» Мы говорим, что мы паломники. Нас пригласили в келлию переночевать.Келлия русского схиигумена Венедикта. Мы говорили, что чуть не заночевали на горе. Здесь если не освященная келлия, бесы атакуют. А вы, что молитвенные старцы, что вас будут атаковать. Утром батюшка синий приходит. Говорит, проснулся, держат за ноги, а дальше пропасть. Я на твоих глазах запираю дверь, но если ночью войдут, нужно перекреститься. Я лежу на полу, мышки, крыски пробежали. Слышно шаги за окном. Фонарик не светит. Ззади скала, там пропасть. Понятно, что это не люди идут. Так я научился держать молитву ночью и когда сплю. Меня молитве научили бесы. Монахи поднимаются на вершину горы, а снизу и сверху прикреплены четки, и все с молитвой. Я спасен с первыми лучами солнца. Господь - солнце правды.
А мой сопаломник говорит, что он просыпается ночью, а возле него лежит жена, которая много лет умерла. Дьявол не творческая сущность. Бес является в качестве сексуального объекта.
Папа Краль - из королевского сербского рода, подвизается около 50 лет, живет на Каруле. Он же схиархимандрит Стефан. Живет в небольшой уеллии, прилепленной к 2-м пщерам, далее маленькое озерцо с рыбками среди скал. Говорят, что он прельщенный. Вот он запел детским голоском русские песни. Ему ялялась Богородица. Схиархимандрит Стефан преставился недавно. Говорит, что отрядом, вереницей бесы наступают, глаза грят, а он - ничего, они поближе, я их - крестом. Бесы говорят, что монахи негодяи, хотят занять наше место у Престола Господня.
Главное, чтоб Иерусалим и Царьград были у нас в душе.
Когда старец на Афоне умирает, его плотно закутывают в мантию, подрясник. Это символ несвободы воли человека в ином мире. Все, что ты здесь делал, все за тобой. Ты уже не будешь размахивать руками и говорить: «Простите, я не знал, не хотел, не по моей воле, меня вели не туда, я выполнял приказы. Все — ты совершенно беспомощен, тебя судят. Тебя закапывают. Крест ставят практически на лоб в соответствии с древней традицией, а не в ногах — это тоже католическая позднейшая штучка. И через 3 года откапывают. Господь так управил, что я присутствовал — был свидетелем, когда два молодых красивых человека раскапывали их отца, который подвизался на Афоне. Раскапывают аккуратно, все косточки достают промывают вином с водой и передается глава — череп в руки этих 2-х греков. Это их отец — он стал когда-то монахом, построил замечательную келлию на берегу моря. И мы подходим и по нашей мирской традиции с соболезнующими мордочками, а они говорят все хорошо, все замечательно. Посмотрите какой череп. А это важный вопрос. Какой череп? Его цвет дает ответ о загробной участи человека. Такой желтый череп благоуханный мироточащий восковой свидетельствует признаком очень высокого восхождения. В руках этих братьев — Дмитрия и Константина — был такой череп. Я сфотографировал этот момент. Обычно подписывают имя на лбу и год упокоения. По черепу смотрят какой человек был на самом деле. А вот эта маска из плоти и крови. Мы ведь действительно научились делать мордочки, то счастливые, когда какую надо одеваем. Это маска, ее снимает смерть. Кого-то считали великим старцем, а у него тело не растлело. Это особая категория встречается на Афоне. Русские афонские монахи называют их не растлевшие бидюки. Черная смердящая мумия, а не косточки. Там где мумия ползают тараканы, гады всякие лазят. До сих пор лежат такие нерастлевшие тела тех, кто сослужил с католиками в свое время. Есть и другие случаи, они описаны в моей книге «Наступить на аспида». Что делают в этой ситуации? Тело закапывают обратно, сугубая молитва о загробной судьбе этого монаха, человека. Были случаи просили разрешительную грамоту патриарха в ХІХ веке. Тогда на глазах откопали тело и по прочтении этой разрешительной молитвы отпали части плоти. Когда тело не истлевает, его выбрасывают в море, чтобы его даже не было на Афоне.
Неожиданный Афон... В Афонской Лавре мы приложились к всем святыням. Потом мы пошли посмотреть древнее капище, которое подарил своими молитвами духовно основатель Афонской Лавры — Великий Афанасий Афонский. Там не осталось этих идолов. Когда на гору ступила Богородица, они рассыпались. Есть небольшие трибуны, где сидели и смотрели. Жуткий рисунок Деметрис — взгляд без зрачков. Где восседали жрецы — каменные глыбы. Есть огромная плита, где вырезан контур с углублением тела, а голова не вырезана, только возле шеи — желобок для стока крови. Страшные вещи победило православие. Сохранился еще первый храмик и келлия, построенные Афанасием Афонским, все сейчас стоит на том месте, где капище. Когда строили этот храм, то за ночь бесы все разрушали. Ничего уже нет. И тогда явилась Матерь Божия и сказала, что нужно напрячь все силы, за день построить храм и ночью отслужить Божественную Литургию, тогда все будет хорошо. Сохранился кипарис, которому больше 1000 лет и ветки размещены парралельно земле. Согласно афонскому преданию на каждой ветке сидел бес. Не успели построить и отслужить Литургию, как нечисть покинула территорию. Лавра — первый монастырь, ранее там подвизались монахи-отшельники. Был издан приказ Византийского императора, чтобы на Афоне подвизались монахи с окраин Византии. Сильно поджимал мусульманский мир, языческий. Разрушали монастыри, убивали монахов. Как раз Афон стал многонациональной монашеской территорией. Сейчас остались монастыри в основном греческие, есть сербский, русский, болгарский и румынский скит. Раньше были монахи с Египта и другие. Сейчас есть 4 главных монастыря, которые заседают в управлении Афона. В моей книге «Наступить на аспида» есть на обложке печать с изображением Пресвятой Богородицы с четырех сегментов этих 4-х монастырей. И когда представители этих монастырей складывают этих 4 сегмента, тогда только печать действительна.
Афанасий Афонский построил монастырь, который в скором времени украсился множеством святнь. Афанасий был личный другом византийского императора Никифора Фоки. Кроме других святынь император прислал в этот монастырь Крест Константина Великого — Лабару, который хранится в алтаре Лавры, другая святыня повод для названия моей книги «Наступить на аспида». У меня есть три фильма об Афоне : 1-й «Неожиданный Афон», 2-й «Наступить на аспида» и 3-Й «Снова на Афоне». Причем 1-й и 3-й фильмы быстро продаются, а вот 2- … Кто такой аспид? Если вспомним в псалтыри написано «на аспида и василиска наступиши». Женщины особенно боятся змей, они им напоминают о первородном грехе. Святые отцы говорят, что аспид — это образ дьявола, который хочет погубить человека; сильный, ядовитый, страшный зверь. Существует древнегреческое предание о том, как ловили аспида. Шли на охоту в пустыню вооружившись флейтами, играя хорошую и заунывную мелодию несколько суток вокруг него, заживая в кольцо. И вот он слушал, после очень долгой игры прочищал себе ухо и своим ядовитым хвостом убивал себя сам. В Афонской Лавре хранится язык аспида, подаренный византийским императором Никифором Фокой. Грань между преданием и реальностью очень зыбкая. Вода, настоянная на этом языке, спасает от укусов азиатской змеи. Это простая вода. Во дворе стоит жбан и вода называется аспидэнаэро — вода аспида. Мы хихикали, что от зеленого змия она помогает. У нашего паломника было сильное хроническое воспаление, которое долго не проходило, он выпил этой воды и все прошло. Господи, помилуй! Аспид — это побежденное зло, которое можно превратить во благо. В этом суть монашеского молитвенного подвига. В каждом из нас заложен первородный грех, неприятные качества, по молитве можна гневливость превратить в ревность в борьбе с врагами православной веры и почти все качества можно превратить в нечто целебное, целительное, Богоугодное. В чем и замысел этой книги.
Последнее, что я хотел бы сказать. Мы начали с приветствия Евлагитэ, окириес.
Меня волнует ушедшая Византия. Когда-то давным давно, когда встретилась Византия и Русь не на поле брани, а по-доброму. Византия приветствовала Русь : «Евлагитэ!» А воцерковлявшаяся Русь смиренно ответила : «Окириес!» Византия вздохнула с облегчением. В этой книге содержится большая глава посвященная Византии, византийским древностям. Афон — есть часть не умершей Византии. У Бога нет мертвых людей, идей. В этой книге есть предание о взятии русскими войсками Царьграда. Подробно рассказывается, как возникли эти предания, можно ли им верить.
В 1916 году государь Николай ІІ издал Указ о том, что в 1917 году надо взять Царьград и войска во главе с адмиралом Колчаком пытались это сделать, но Господь не попустил, армия была не та и Россия была уже не та. Ведь в 1917 году когда для российских военнослужащих обязательное причастие хотя бы 2 раза в год на Рождество и на Пасху перестало быть обязательным, то добровольно на Пасху 1917 года, при власти временного правительства, причастилось 10% военнослужащих. А турки верят, что это произойдет. Я когда занимался исследованием этого вопроса, то понял как они боятся всего этого. Единственные врата въезда в древнюю Византию — Золотые врата, к которым нет подъезда. По преданию ими войдет победоносно русская армия и будет водружен крест на Святой Софии. Эти врата современная техника не пройдет, а белый конь с седаком пройдет. В наше время около них музей, Золотые врата открывает скромная музейная плата. Золотые врата — это шестигранная крепость, в эти врата когда вламывались, то оказывались в центре более мощной крепости среди высоких стен.
Мы туда безпрепятственно вошли, не было охраны и все это сняли, авось пригодится. Формируем ополчение и берем штурмом Золотые врата!»
На такой бодрой ноте закончилось общение аудитории с знаменитым писателем Юрием Воробьевским, далее последовал просмотр фрагмент из фильма «Неожиданный Афон».
Хотя стоит заметить, что после такого живого рассказа настолько ярко ощущаешь все события, складывается впечатление, что ты только что лицезрел Святую гору Афон, будто ты сам там побывал, что фильм это просто, как некое дополнение.
Да, чудесно побывать хотя бы раз на святой горе, а дважды — это такая радость, которой сподобил нас Господь благодаря трудам Юрия Воробьевского.
По-настоящему трудно внести в суету наших будней, в шум и беспокойство Божественный мир и Дух Христа, но Ю.Воробевскому и Е.Козенковой это, по-моему, удалось.
Автор: Татьяна Олийник
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов