ДЕНЬ 1-Й
город Березовка
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное»
Эти слова из Евангелия от Матфея можно быпо бы по праву использовать в качестве эпиграфа к рассказу о миссионерском крестном ходе, который проходил 20-21 октября по приходам Березовского и Николаевского районов. Отправился крестный ход, как всегда, в 8 часов утра от Свято-Успенского кафедрального собора. Возглавил его председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства протоиерей Олег Мокряк.
Уже в 10 часов утра мы прибыли в город Березовку - центр Березовского благочиния.
Селение Ново-Александровка (ныне г. Березовка) основано в 1802 г. Оно входило в приход Свято-Петро-Павловского храма с. Заводовка. В 1820 г. совершено освящение Свято-Никольского храма. 4 сентября 1856 г. состоялось освящение св. Антиминса для храма. 6 декабря 1869 г. совершено освящение нового Свято-Никольского храма, построенного взамен старого, обветшавшего. 24 и 25 апреля 1875 приход посетил архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский). Он совершил всенощное бдение и Божественную литургию. 31 августа 1879 г. Березовку посетил архиепископ Херсонский и Одесский Платон (Городецкий), 30 апреля 1886 г. - архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович), 24 августа 1895 г. - епископ Елисаветградский, викарий Одесской епархии Мемнон (Вишневский). 4 апреля 1895 г. состоялось освящение и открытие народной библиотеки и избы-читальни при храме. 1 сентября 1900 г. состоялось освящение нового здания церковно-приходской школы. В 1906 г. Березовке был присвоен статус города. 16 марта 1910 г. была открыта школа-аудитория для проведения внебогослужебных собеседований и воскресных занятий для взрослых. 20 октября 1911 г. была открыта новая 4-х классная школа. 22 августа 1916 г., во время проведения общеепархиального крестного хода с Касперовской иконой Божией Матери, на железнодорожной станции Березовка был совершен молебен. На 1919 г. в городе было 6 училищ для детей обоего пола. В январе 1922 г. храм был закрыт, а в 1923 г. - открыт. В 1938 г. храм был снова закрыт, в 1941 г. - открыт. Храм был закрыт в третий раз в 1951 г. 1 сентября 1952 г. для совершения богослужений был арендован дом, который после ремонта и перестройки был освящен. В ноябре 1969 г. дом был выкуплен.
9 октября 1991 г. была зарегистрирована община Свято-Никольского храма.
Настоятелем здешнего Свято-Никольского храма является благочинный округа - протоиерей Петр Ляшик.
Храм замечательно красив, с колоннами внутри, на которых укреплены иконы св. равн. Николая Японского, блаж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского, свят. Иннокентия Херсонского...
На стенах - множество красивейших росписей, выполненных в очень светлых тонах.
В храме есть аналойный список Касперовской иконы Божией Матери.
Несмотря на будний день, вскоре церковь заполнилась.
Был прочитан акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Мы обратили внимание на то, что очень многие прихожане пришли в храм с детьми - самых различных возрастов.
После акафиста отец Олег произнес проповедь, в которой рассказал о единстве церкви, о том, что враг рода человеческого, поощряющий отпадение людей от веры Христовой, изобрел расколы, секты, а люди, в вере некрепкие, внимают ему и отходят от Православия. Он призвал прихожан храма крепко держаться истинной веры, содействовать отцу Петру в укреплении общины, всемерно ему помогать. В ответной проповеди отец настоятель поблагодарил отца Олега за ту непростую миссию, которую выполняет он вместе со своей паствой, и рассказал о сущности миссионерских крестных ходов.
Посетили паломники действующую при храме воскресную школу. В ней есть изостудия. Рисунки ребят выставлены в помещении школы.
Они - все - такие радостные и так замечательно талантливы, что проникаешься глубоким уважением к педагогам, умеющим эти таланты пробудить и помочь им развиваться.
При храме действует спортивный клуб «Муромец», в котором отец Петр собрал ребят-старшеклассников. Их учат русским единоборствам, особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Слава Богу, что все больше становится православных спортивных подростковых структур, и в Одесской епархии можно уже говорить об их межклубном сотрудничестве!
После акафиста, когда пришедшие люди приложились к чудотворной иконе, образ был обнесен вокруг храма, и крестный ход продолжил путь.
село Заводовка
Очень радушно встретило нас село Заводовка.
20 октября 1793 г., по указу Екатеринославской духовной консистории, образован 3-й благочинный округ. Благочинным назначен настоятель Свято-Никольского храма с. Ананьево, священник Филипп Недольский. 5 июня 1796 г. государыней императрицей Екатериной II дано разрешение на строительство храма в с. Петровка (ныне с. Заводовка). В 1808 г. в селе состоялось освящение Свято-Петро-Павловского молитвенного дома. В 1821 молитвенный дом был перестроен и расширен. 2 октября 1833 г., по благословению архиепископа Кишиневского и Хотинского Димитрия (Сулимы) была произведена закладка Свято-Петро-Павловского храма. Благотворителем храма являлся Николай Демидов. Он впоследствии продал свое имение Заводовку действительному статскому советнику Рауху, который и оказывал содействие строительству храма. В 1868 г. состоялось открытие первой церковной школы. В 1875 г. в храме был устроен новый позолоченный иконостас. 20 марта 1884 г. настоятелем церкви был священник Ефрем Долганов, отец священномученика Гермогена (Долганова). 30 апреля 1886 г. приход посетил епископ Никанор (Бровкович), 30 августа 1897 г. - епископ Елисаветградский Тихон (Мирошкин). 20 августа 1922 г. церковь была закрыта при настоятеле, священнике Александре Буримовиче, диаконе Александре Бжизицком и псаломщике Петко Христофоровиче Федоровиче. В 1923 г. храм был открыт. В 1935 г. церковь снова была закрыта, а в 1941 г. - открыта. 1 ноября 1960 г. церковь снята с регистрации. 16 апреля 1998 г. была зарегистрирована община Свято-Петро-Павловского храма.
Прибыли мы туда в 11 часов 45 минут. Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла еще не построен, богослужения проводятся в приспособленном помещении.
Настоятелем церкви является священник Александр Урсул.
Когда начался молебен, мы обратили внимание на вошедшую в храм группу ребят 10-12 лет. На вопрос, почему они здесь, дети ответили, что узнали о прибытии чудотворной иконы и пришли - во главе со своей учительницей Татьяной Анатольевной. Школьников было немало. Мы заметили, что многие из них в церкви не впервые: ребята знали, как правильно креститься, как прикладываться к иконам, понимали серьезность происходящего.
Когда молебен окончился, мне удалось побеседовать с Татьяной Анатольевной. Она посетовала на то, что всю школу привести не удалось. Но мы передали ей маленькие иконы Спасителя и Божией Матери - для всех учащихся и учителей от миссионерского отдела епархии, как благословление митрополита Агафангела. Ребята пожелали сфотографироваться, и мы сделали групповой снимок.
село Демидово
Первые жители на территории будущего села появились в 1768 г. Приход был образован 27 ноября 1825 г. В 1830 г. состоялось освящение храма Нерукотворенного Спаса. В 1861 г. Демидово стало волостным центром. В селе было 3 школы. В 1919 г. в селе основана первая семилетняя школа. В 1944 г. церковь была сожжена немцами при отступлении. В 1950 г. бывшую церковно-приходскую школу перестроили под молитвенный дом, который был закрыт в 1961 г. 19 ноября 1991 г. была зарегистрирована община.
В 13.00 крестный ход прибыл к развалинам храма Нерукотворенного Спаса. От него после взрыва осталась только колокольня. Сейчас в этом селе возводится новый православный храм.
Отец Александр Урсул также прибыл с нами вместе. Икона была установлена в оконном проеме сохранившейся колокольни,
Народа было совсем немного. И вдруг на дороге показалась - другого слова не подберешь - целая процессия - человек семьдесят! И большую часть из них составляли дети.
Должно быть, это школа, - предположил кто-то. Так и оказалось! Директор сельской школы - Светлана Ивановна Красноперова - привела поклониться святыне учеников самых разных возрастов. Ребята подходили к иконе, крестились (многие - неумело, и их тут же учили правильно накладывать на себя крестное знамение), получали в подарок маленькие иконки - Спасителя и Божией Матери Касперовской. Такие иконки мы раздавали в каждом населенном пункте.
После этого все сфотографировались на фоне храма.
село Стрюково
Затем автобус наш отправился дальше - в с. Стрюково, куда мы прибыли в 13.45.
В 1794 г. состоялась закладка, а в 1798 г. - освящение Свято-Покровского храма в с. Ананьевка (ныне с. Стрюково). Настоятелем был назначен священник Дамиан Антоновский. В 1866 г. было открыто приходское училище. 1 мая 1886 г. приход посетил епископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович), 30 августа 1897 г. - епископ Елисаветградский Тихон (Мирошкин). 1 октября 1892 г. состоялось освящение перестроенного храма и каменной колокольни. В 1922 г. храм был закрыт, а в 1933 г. открыт, настоятелем назначен протоиерей Иоанн Боев. В 1942 г. протоиерей Иоанн Боев был посажен в тюрьму за невыполнение распоряжений Румынской духовной миссии (совершал богослужение по старому стилю). В 1944 г. он вернулся на приход и был назначен духовником Исаевского благочинного округа (скончался в начале 60-х годов). В 1960 г. храм был снова закрыт. 6 июля 1994 г. была зарегистрирована община.
Настоятелем храма является иерей Валерий Горох.
Богослужения здесь также проходят в приспособленном помещении, в котором раньше был магазин.
В этом селе сильно влияние филаретовской идеологии. Поэтому по окончании молебна отец Олег произнес проповедь, в которой рассказал о сущности раскола, отметив, что бывший митрополит Филарет является на самом деле вероотступником, богоборцем, что его нельзя даже хоронить на православном кладбище, так как он предан анафеме. Особый акцент отец Олег сделал на том, что Таинства, совершаемые в православных храмах, имеют законную силу, а то, что делают филаретовцы,- недействительно, и ни в коем случае нельзя ходить на их так называемые «богослужения», ибо на деле они служат на потребу врагу рода человеческого. Филаретовская церковь политизирована, ее служители говорят, что необходимо проводить богослужения только на государственном, украинском языке. В нашей же Церкви богослужения проводятся на церковнославянском языке, данном нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, а проповедь может быть произнесена и на русском, и на украинском, и на молдавском. Мы же должны быть верны православному вероучению. Если здесь, на земле, мы будем посещать храм, то можем надеяться, что и на небесах Господь примет нас в Свои селения.