Шестое воскресенье Великого поста - это праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресенье. Название Вербное воскресенье происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками ивовых растений - вербы, ивы или ветлы, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В Украине и России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение.
О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелия. Когда после воскрешения Лазаря Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, многие люди с огромной радостью последовали за ним, видя те чудеса, которые он сотворил, готовые сопровождать его с торжественностью, с которой в древние времена на Востоке сопровождали царей. : "Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле".
Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего (Ин. 18,36), как Победитель греха и смерти.
Некоторые исследователи говорят о том, что прибытие Христа в Иерусалим на осле - символ величайшего смирения Господа, другие - о том, что на ослах в древние времена ездили почетные люди, и это было знаком почета.
Первосвященники иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию.
Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Еврейский народ ожидал Мессию как освободителя, и всем казалось, что Чудотворец, вчера воскресивший Лазаря и некогда накормивший 5 тысяч народа, вполне может быть именно тем земным вождем, который приведет свой народ к политической независимости от римлян и земному царству наслаждения.
И только один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.
Шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи, между Лазаревой субботой и Страстной седмицей) есть великий двунадесятый праздник. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом. Верующие приходят в храм с вербой, которая освящается молитвой и окроплением воды. Многие стоят на службе с зажженными свечами. Зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет воскресения для вечной жизни.
В Вербное воскресенье разрешается употреблять в пищу рыбу, елей и вино. Кроме того, это последнее воскресенье перед Пасхой.
Величание
Величаем Тя,
Живодавче Христе,
Осанна в вышних
и мы Тебе вопием
Благословен Грядый во Имя Господне.
Тропарь
Общее воскресение
прежде Твоея страсти уверяя
из мертвых воздвйгл еси Лазаря, Христе Боже.
Темже и мы, яко бтроцы победы знамения носяще,
Тебе Победителю смерти вопием:
осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.