Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, - свидетельствуют о глубоком нездоровье общества.
На сегодняшний день дети являются одной из наименее защищенных категорий населения. Они оказываются выброшенными на улицы. Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, волей-неволей начинает отстаивать свое право на существование и нередко незаконными способами.
По данным Генеральной прокуратуры, 10% выпускников государственных детских домов кончают жизнь самоубийством, 40% становятся преступниками, 40% - наркоманами и алкоголиками и только 10% находят достойное место в жизни.
Приведем размышления из жизни бывшего воспитанника, а сегодня директора детского дома: "В редких случаях человеку, выросшему в детском доме, удается устроиться в жизни. Из двенадцати моих сверстников, только двое остались в живых. Кто погиб в драке, кто повесился, кто утонул в пьяном угаре, кто спился, кто сгинул в тюрьме. Особенно печально складываются судьбы девочек. Как правило, они становятся матерями - одиночками, или, родив ребенка, вновь сдают их в детский дом. Часто их используют, или они спиваются. Детский дом - это гибельное место. Ребенка формирует детство. Детдомовский ребенок никогда, пожалуй, не сможет избавиться от той системы, в которой он был воспитан."1
А вот другой пример, который рассказывает бывший воспитанник детдома: "С возрастом, сравнивая все учреждения и дома, в которых мне приходилось побывать, начиная от спальни детского дома до сизо, я понял, что храм в этом смысле - самое лучшее, светлое и радостное место. Мне кажется, чем больше будет церквей, тем больше шансов у ребенка соприкоснуться с церковной жизнью, ведь в современном детдоме ребенку о Боге не расскажут. Хотелось бы, чтобы маленький человек, раз в жизни заглянувший в часовню, сохранил подобные чувства. Пусть в его жизни потом будут черные двери и подъезды, недобрые люди, но в самую тяжелую минуту, может быть, он вспомнит об этом светлом мгновении. Вера - это единственная, спасительная соломинка для сиротской души."2
Конечно, такой старт характерен не для всех. Не всегда все бывает так плохо. Пример преподобного Филиппа Череповецкого (+1527), который рос сиротой и стал святым, свидетельствует о том, что не имение родителей - это еще не повод к унынию, аморальному образу жизни или суициду.
До сих пор работники детских домов и приютов, называя себя верующими, не соответствуют этому званию. Часто можно услышать от таких людей: «Не надо нам помогать, у нас все хорошо!» Да, у вас хорошо, а у детей? Приходя в дом ребенка можно наблюдать такую картину. Лежит 10 младенцев (до 1 года) в комнате с белыми потолками и стенами, и тишина. Вы пришли в то время, когда они бодрствуют, не спят, и тишина! Для работников дома ребенка - это прекрасно, когда все сыты и не кричат. Не удивительно, что, взяв такого ребенка на руки, обратно вы его спокойно не положите, он будет всем своим видом показывать естественное желание оставаться на руках. С точки зрения медицины и психологии, это явление адекватное. Но, когда ребенок не проявляет эмоций, с точки зрения здравого смысла, это ненормально. Да и как ему их проявлять, если в палате в течение дня не слышишь ни музыки, не видишь радостных улыбок любящих тебя людей, ни чувствуешь элементарного тепла от рук взрослого...и всем «хорошо».
Из приведенных примеров видно, что судьбы у всех детей разные и что каждый ребенок нуждается в семье. Семья - это школа любви. Когда институт семьи будет крепок, общество будет процветать. Когда он слаб и болен - общество нестабильно и нездорово. Семья освящается Самим Богом. Потеря семьи - тяжелейшая травма в жизни любого человека, которая оставляет глубокую рану в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.
Больно осознавать, что в нашем обществе день ото дня растет многотысячная армия выброшенных из жизни, лишенных тепла и защиты детей.
К сожалению, любовь оскудевает, несмотря на то, что Священное Писание пронизано призывом к любви, состраданию, милосердию. Сегодня выгоднее завести домашнее животное, чем содержать ребенка, дать образование, воспитать христианином. Митрополит Антоний Сурожский призывает в жизни стать между бедой и человеком, даже незнакомым человеком, о котором мы не знаем ничего, только то, что он есть и что ему нужна наша помощь. Сколько еще дети будут страдать от нашего невнимания, эгоизма и равнодушия? «...Бездомные дети нуждаются просто в элементарном внимании, а не в духовном надзоре, в собеседнике, а не в законоучителе, в друге, а не в шефстве. Любовь ребенка нецерковного раскрывается как цветок, когда он видит в тебе не доброжелателя или преподавателя, а старшего брата, более близкого человека, чем просто воспитателя».3
Выстраивая свою жизнь в соответствии с Божественными заповедями о любви, нельзя не сострадать. Господь дарит милосердное сердце, и уже оставаться равнодушным невозможно.
«Давайте будем беспечно, как говорит святой Иоанн Златоуст, взирать на блуждание юной души по лабиринтам нашей запутанной жизни, где много ложных входов и выходов. Рискуем! Душа человека может так никогда и не выйти на Свет Божий. Мы должны ей помочь найти путь истинного Света, истинного Добра и истинной Любви, без которых невозможно само существование человечества».3 "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия"4
Современное положение детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, выглядит устрашающе. С каждым годом сирот становиться все больше и больше. Государство не знает, что делать с детской беспризорностью, преступностью и как решить вопрос сиротства при живых родителях. Мы можем потерять целое поколение детских душ, если сегодня не откликнемся на их проблемы. Если будем отворачиваться или закрывать глаза, проходя мимо брошенных детей. Не реагировать на ситуацию, не привлекать к проблеме тех, кто желает, но не знает, как и чем помочь.
Остановить набирающий обороты кризис можно только с помощью Православной Церкви. За прошедшие советские десятилетия в результате страшных кровавых гонений все церковные структуры, направленные на социальную работу и, вообще, внешнюю церковную активность, были разрушены. Церкви было запрещено проявлять какую-либо общественную инициативу. В результате наша Церковь вынуждена сейчас все строить заново. Но не будем наивными, надеясь, что дети в детских домах и приютах без нашего участия вырастут достойными гражданами земного и небесного отечества. «Ребенок сам собой не воспитается. Только совместными усилиями мы сможем воспитать детей и юношество на идеалах добра и христианской любви, только вместе мы сможем противостоять влиянию культуры, пропагандирующей цинизм и насилие».6 Необходимо помнить, что самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо этим временем часто решается судьба человека не только на всю настоящую жизнь, но и на всю вечность.
Мы призваны Христом на служение людям. Нас ждут и зовут к себе дети. В нашей поддержке нуждаются и те люди, которые работают в детских домах. Не останемся равнодушными, а придем к ним на помощь!
1 См.: http://www.miloserdie.ru
2 Там же.
3 Державин Н. Пастырское служение в Русской Православной Церкви в 20 веке. Курс. соч. ЛДА, 1988. С. 56
4 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т.1. К.1. М., 1991.С. 84
5 Там же.
6 Практическое воспитание детей по учению святых отцов Церкви. М., 1997. С. 7.